Минпромторг озаботился проблемой сборки самолета Superjet из зарубежных деталей, поставки которых в Россию могут прекратиться в случае введения соответствующих санкций.
Уязвимость проекта воссоздания промышленности под развитие гражданской авиации стала очевидна на примере безуспешных пока попыток запустить серийное производство новейшего российского самолета МС-2, которое столкнулось с невозможностью закупить детали за рубежом. Свои же комплектующие для МС-2 в России пока производить не научились. Та же проблема с SuperJet, где более половины составляющих – импортные. Это обусловило дороговизну сборки и обслуживания самолета, мириться с которыми готовы разве что госкомпании, получающие за эксплуатацию Superjet определенные преференции.
Минпромторг в этой связи решил выделить 15 млрд рублей на разработку самолета Superjet New, 50–60% деталей которого будут российскими. Об этом сообщает РБК со ссылкой на данные СПАРК.
Министерство готово заплатить 14,8 млрд за научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по модификации SSJ с максимальным импортозамещением. Согласно условиям контракта, работы должны быть выполнены до 15 декабря 2021 года.
В Минпромторге информацию о финансировании программы импортозамещения подтвердили, уточнив, что рассчитывают найти подрядчика до конца 2019 года. Первый SSJ-New предполагается создать к 2024 году.
Нынешняя кампания по «русификации» SSJ – не первая. В мае 2019 года Минпромторг подписал с «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) контракт на сумму в 3,5 млрд рублей. Контракт предусматривал научно-исследовательские работы по импортозамещению ряда деталей. В рамках работы по нему были созданы электронные модели, конструкторская документация, проведены расчеты.
Как конкретно сказались изыскания на процессе создания самолетов SSJ, неизвестно, однако в ГСС ранее отчитались, что запланированные работы были выполнены в полном объеме. Тогда же анонсировали второй и третий этапы научно-исследовательских работ.
Заключение третьего контракта намечено на 2021 год.
Три плюса полного цикла производства SSJ
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев назвал главной причиной начать работу по изысканиям отечественной замены зарубежным комплектующим угрозу потерять доступ к той или иной импортной технологии. Также, привлекательной для производителей выглядит возможность снижения стоимости систем, этого можно добиться «с учетом существующего курса национальной валюты».
В-третьих, импортозамещение уместно в случае улучшения с его помощью основных характеристик новых систем: снижение массы, повышение надежности, расширение функциональных возможностей, подчеркнул Олег Пантелеев.
В заключение он напомнил о других странах, попавших под американские санкции, из-за чего они не могут закупать Boeing и Airbus. Тот же Иран будет заинтересован в покупках российских SSJ по адекватной стоимости, резюмировал эксперт.