У российской нефтянки появилась угроза пострашнее Теслы
Российская нефть, себестоимость добычи которой сравнительно высокая, может в обозримом будущем стать невостребованной на глобальном рынке.
О потенциале падения цен на нефть говорят последние два года. В октябре 2018 года президент России Владимир Путин заявил, что комфортная цена барреля нефти для отечественной отрасли составляет 65–75 долларов. Пока что усилиями ОПЕК+ такой уровень цен удается поддерживать, хотя сланцевая революция в США оказывает на рынок все большее давление, а Дональд Трамп регулярно говорит о необходимости снижения стоимости нефти.
Согласно прогнозам, на ближайшие 10 лет, главным фактором удешевления нефти станет падение спроса. Именно этот момент в перспективе может ударить по российской нефтянке и экономике в целом.
Об этом в своем блоге написал экономист Андрей Нальгин. Он подчеркнул, что разговоры о скором замещении автомобилей с ДВС продукцией «Тесла» или другими экономичными авто, не стоят ровным счетом никакого внимания. Это всего лишь талантливый пиар, который на рынок практически не влияет.
«Вовсе не Илон Маск со своими Теслами да Супертраками сумеет «погубить» экономику России, зависимую от экспорта нефти. Это сделают глобальные перемены совсем иного рода», - выразил уверенность эксперт.
В подтверждение этого тезиса Нальгин представил график продаж автомобилей в мире с 1990 года по 2019-й. В период 1990-1999 годов в мире было продано 39,2 млн автомобилей. С 2000 по 2015-й – 54,9 млн. В 2016-м – 77,3 млн, в 2017 – 79 млн, а в 2018 и 2019 годах – по 78,7 млн.
Таким образом, продажи автомобилей в последние годы перестали расти, и даже рынки развивающихся стран не помогают исправить ситуацию. Рынки развитых стран вовсе перенасыщены и практически уже не нуждаются в новых автомобилях.
«С учётом того, что на рынок выходят новые модели, более экономичные, более экологичные, это потихоньку снижает мировой спрос на нефть. С соответствующим воздействием не нефтяные цены», - пояснил Нальгин.
Согласно данным Fitch Ratings, в 2018-2019 годах продажи автомобилей вовсе упали. В особенности это касается Китая.
«Заметен тренд на снижение продаж в сегменте легковых автомобилей, которые до сих пор в основном выступали на рынке в качестве драйверов спроса. И он не связан с каким-либо кризисом, в отличие от 2008-2009 гг., когда финансовый крах трансформировался в отложенный спрос. Произошло не просто насыщение рынка, вопреки прогнозам о скорой автомобилизации в Китае, Индии, Малайзии, Индонезии, Вьетнаме и т.п. Легковой автомобиль утратил свой статус», - подчеркнул экономист.
По словам Нальгина, владение личным авто в современном мире очень дорого и неудобно. Свое дело делают и такие сервисы, как каршеринг и агрегаторы такси, сделавшие комфортное передвижение без ответственности за уход за автомобилем дешевым.
Эта тенденция является главной угрозой благополучию российской экономики, завязанной на энергоносители, причем для ее реализации вовсе не нужно, чтобы нефть вдруг подешевела «до себестоимости её добычи на скважине», заключил эксперт.