Разговоры о необходимости обеспечить российскому бизнесу нормальные условия для развития на уровне министров ни к чему не приведут.
В правительстве некому отвечать за развитие реального сектора, поэтому споры министров Антона Силуанова и Максима Орешкина о производительности труда и прибыли для предпринимателей хороши ровно настолько, насколько полезны разговоры бабушек за семечками во дворе.
Об этом заявил экономист Михаил Хазин, комментируя известие о том, что глава Минэкономразвития Максим Орешкин пожаловался коллеге из Минфина на бедственное положение бизнесменов, которым стало невыгодно развивать свое дело, чтобы не попасть в поле зрения правоохранителей и местных властей.
На Международном форуме производительности Орешкин рассказал, что предприниматели не боятся визитов контролеров и силовиков, если будут повышать производительность труда. Например, один из предпринимателей отверг рекомендации специалистов Федерального центра компетенций в сфере производительности труда, как повысить эффективность его предприятия за формулировкой, что в случае роста прибыли на предприятие сначала «придут контролеры», потом региональные власти с требованием профинансировать тот или иной проект, а в худшем случае — правоохранительные органы.
Орешкин отметил, что для исправления такой ситуации нужно воспитывать у людей уважение к прибыли, к зарабатываемым честно деньгам.
Силуанов описанный случай назвал исключительным явлением «Может быть, они и есть, но повышение производительности труда, повышение прибыли никак не связано с дополнительными налоговыми проверками», — заявил он.
Михаил Хазин по поводу этой дискуссии напомнил, как несколько лет назад Центробанк дал кредитным организациям инструкцию, в соответствии с которой от заёмщиков-предпринимателей при выдаче кредитов стали требовать залоговые активы, которые часто превышают сумму кредита. Вскоре банки открыли для себя следующую схему: «Достаточно просто не принять очередной платёж по погашению со ссылкой на какие-нибудь обстоятельства и просто конфисковывать этот залог».
Получается, что денежные власти создали такую ситуацию, при которой «самый выгодный вид бизнеса для банков - рейдерский захват».
– Нет, конечно, пока так поступают не все, но поскольку заёмщиков становится всё меньше и меньше, всё больше и больше банкиров думают в этом направлении. Это, так сказать, главное направление нашей финансовой мысли, – пояснил Хазин. Он заверил, что таких историй в современной России предостаточно.
Корень этой проблемы в том, что за рост экономики в стране никто по факту не отвечает. ЦБ занимается устойчивостью валюты, хотя в 2015 году после резкого обвала рубля Россия заняла последнее место в рейтинге уступчивости валют. Минфин по большей части работает со сбором налогов, хотя формально за это отвечает подчиненная Минфину налоговая служба. Минэкономразвития в своем направлении предпочитает действовать через подчиненный Росстат, и необходимый рост появляется тогда и там, где надо.
«И кто-то в такой ситуации ждёт от члена гайдаро-чубайсовкой команды каких-то позитивных результатов?», - заключил Хазин.