«Аэрофлот» отрезает Дальний Восток от России
«Аэрофлот» преподнес жителям Дальнего Востока новогодний «подарок» в виде блокировки продаж билетов на 2020 год.
Как ранее писал портал Aviasales, примерно с сентября билеты на Дальний Восток с датой вылета после 1 января 2020 года начали пропадать. Единственным перевозчиком, обеспечивающим прямые перелеты из Москвы на Сахалин, Камчатку, в Хабаровск, Владивосток и другие регионы и города Дальнего Востока, является «Аэрофлот» и его дочерняя компания «Россия».
Предположительно, ситуация может быть связана с намерением «Аэрофлота» отказаться от плоского тарифа. Еще в августе 2018 года гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил, что компания откажется от плоских тарифов на дальневосточном направлении, поскольку они убыточны. В сентябре этого года вопрос субсидирования полетов на Дальний Восток обсуждался во время встречи президента Владимира Путина и Виталия Савельева.
Глава государства тогда заверил, что полётная программа в отдаленные регионы России сохранится. О мерах поддержки таких авиаперевозок Путин рассказал в ходе ВЭФ во Владивостоке. Он дал поручения правительству проработать поправки в правила авиаперевозок к 1 марта 2020 года. Поправки, в частности, предусматривают обеспечение компаний, осуществляющих льготные авиаперевозки дальневосточников, приоритетным доступом к самым коммерчески выгодным маршрутам.
Но почему, несмотря на поддержку со стороны государства, билеты на Дальний Восток стали пропадать?
На этот вопрос в своем блоге попытался ответить корреспондент «КП», журналист Александр Коц. Комментируя пропажу билетов на Камчатку, он написал: «Хочется верить, что это не отмена прямых рейсов (альтернатива - S7 с пересадкой где-нибудь в Новосибирске), а попытки выбить побольше субсидий из бюджета. Но почему за счет нервов людей-то? Там летние отпуска вообще-то с октября планируют. И билеты берут очень загодя. А сейчас их в продаже с 1 января просто нет, сам проверил по сайту «Аэрофлота». О каком развитии Дальнего Востока можно говорить при таком подходе? Вот подписчики пишут, что и Магадан в таком же подвешенном (или отрезанном?) состоянии».
Дело в плоских тарифах
«Аэрофлот» ввел плоские тарифы в 2015 году. Это такие тарифы на авиабилеты экономкласса, которые имеют фиксированную цену в течение всего года, не зависящую от даты покупки и сезона.
Плоские тарифы действуют на рейсах из Москвы во Владивосток, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Симферополь, Калининград. «Аэрофлот» по этой программе возит пассажиров на Дальний Восток (туда и обратно) за 25 тысяч рублей, «Россия» - за 22 тысячи. В «Аэрофлоте» отмечают, что это существенно ниже реальной стоимости таких перевозок. Убытки приходится возмещать за счет других, более прибыльных направлений, а государство плоские тарифы не субсидирует.
По этому поводу в статье Aviasales от 31 октября 2019 года говорится, что тезис об убыточности перевозок пассажиров на Дальний Восток и обратно сомнителен. Во-первых, на такие рейсы практически всегда хватает пассажиров. Места в самолетах раскупаются полностью. Во-вторых, «Аэрофлот» почему-то не жалуется на убыточность полетов, например, в Таиланд. Этой осенью из Москвы на Пхукет и обратно у «Аэрофлота» можно было купить билеты всего за 23 тысячи рублей.
Время полета в Таиланд и на Дальний Восток из Москвы примерно одинаковое, однако внутри страны летать по неведомым причинам невыгодно.
«Аэрофлот» будет спрашивать у пассажиров цель поездки?
8 ноября вице-премьер правительства, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев в беседе с журналистами посочувствовал «Аэрофлоту», вынужденному продавать билеты по плоским тарифам.
Прежде всего, он подчеркнул, что «никто пока ни от чего отказываться не собирается» (цитата по Интерфаксу), но «есть планы подкорректировать работу по "плоским" тарифам по вахтовикам».
Трутнев пояснил, что плоские тарифы не должны распространяться на вахтовикаов. Если человек едет на работу, на вахту, то «эту часть должны финансировать компании», сказал он.
В заключение Трутнев отметил, что вопрос о продлении действия плоских тарифов на 2020 год, рассмотрен правительством и сейчас направлен на подпись премьер-министра Дмитрия Медведева. Уточнять подробности о том, как планируется отслеживать деловые поездки, Трутнев не стал. Но очевидно, что спрашивать у граждан при покупке билетов цель поездки (как при выезде за границу) будет малоэффективно.
Дальний Восток опасается блокады
Агентство REGNUM в пятницу утром опубликовало материал, в котором сообщил о появлении нескольких петиций с требованием заставить «Аэрофлот» вернуть в продажу билеты на московские направления. Издание не называет точное количество петиций, но пишет, что под каждой собрано примерно по 10 тысяч подписей жителей регионов ДФО.
В соцсетях граждане тоже негодуют. ИА Камчатка-Информ сделало подборку самых распространенных и ярких комментариев пользователей.
«Мы хотим быть частью нашей страны, а не забытым и никому не нужным краем», - говорится в одном таком сообщении.
«Я такой же гражданин моей страны, как и те, кто живет в европейской части России. Хватит делать из нас изгоев», - пишет житель Камчатки.
«Камчатка — резервация, и мы тут забыты?!»,- задался вопросом еще один пострадавший от финансовых разборок госкомпании с государством.