Российские регионы не успевают к 2022 году полностью перейти на закрытые системы горячего водоснабжения в соответствии с требованием закона.
По данным Минэнерго, сейчас в стране около 70% всех систем горячего водоснабжения — открытые. Суть этого механизма в том, что вода в котельных сначала доводится до кипения, потом ее разбавляют и пускают в трубопровод здания. Схема имеет множество недостатков. Во-первых, вода в трубопроводе довольно быстро остывает, прохладную воду приходится сливать, чтобы заменить на горячую. В результате теплоснабжение получается нестабильным, с перепадами нагревания. Кроме того, повышен риск аварий в теплосетях и котельных из-за гидравлических ударов.
Закрытые системы предполагают, что вода для водопровода не смешивается с теплоносителем, а нагревается от воды из теплосети. При этом она сохраняет стабильную температуру. Энергоэффективность таких систем тоже выше. Лучше качество горячей воды, аварийность меньше.
Преимущества перехода на закрытое горячее водоснабжение очевидны. Поэтому, в 2011 году был принят закон, запрещающий использовать открытые системы, в том числе в старых домах, подключенных к центральному отоплению. В начале 2013 года было запрещено подключать вновь построенные задания к устаревшим системам.
Подготовка к окончательному переходу на закрытые системы идет уже как 8 лет. Но, по оценке экспертов, модернизировать мощности смогли только 10% участников рынка.
Наверняка, к 2022 году выполнить требование закона не сможет большинство. Главная причина – отсутствие денег.
В этой связи председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов подготовил законопроект, разрешающий субъектам самостоятельно «подвинуть» сроки модернизации. Причем города и поселения смогут предложить свои собственные сроки, технически и экономически их обосновав. Кутепов направил документ на согласование в правительство 1 ноября.
«Предлагается убрать императивный срок и дать регионам гибкий механизм, при котором можно будет перейти на закрытые системы с учётом возможности и необходимости, например, если качество воды низкое», - пояснил сенатор в интервью «Парламентской газете».
Он отметил, что высокие расходы на модернизацию снабжения горячей водой связаны также с состоянием жилищного фонда. Многим домам для установки коммуникаций потребуется капитальный ремонт. Осуществить столь масштабные преобразования субъектам с низкими доходами не под силу.
Согласно новым поправкам, после того, как каждый населенный пункт определит приемлемые для себя сроки модернизации, даты запишут в схемах теплоснабжения соответствующих территорий. Сроки сначала придется согласовать с местными властями, а потом схемы теплоснабжения попадут на утверждение в правительство, уточнил Кутепов.