Москва
3 января ‘25
Пятница

Расстрелявший восьмерых солдат в Забайкалье жертва или убийца?

У расстрелявшего сослуживцев солдата срочной службы Рамиля Шамсутдинова появилась довольно внушительная группа поддержки.

Сочувствующие собирают ему деньги на адвоката, подписывают петицию с требованием признать убийство восьмерых человек вполне себе допустимой самообороной. В комитете солдатских матерей тоже виновниками произошедшего предлагают считать начальство военной части.

По факту инцидента ведется следствие. Шамсутдинова арестовали до 27 декабря. Ему назначена психиатрическая экспертиза. Мотивы его поступка пока неизвестны. Но в сетях и анонимных Telegram-каналах периодически проходит «инсайдерская» информация о том, что Шамсутдинов стал жертвой дедовщины, что якобы последней каплей, приведшей его к срыву, стало окунание головой в унитаз и так далее.

В обстоятельствах инцидента предстоит разобраться, но, например, автору петиции на Change.org, требующему освободить Шамсутдинова и назначить ему курс реабилитации, все ясно и без расследований.

В тексте петиции изложены многочисленные положительные отзывы в адрес Шамсутдинова, общая суть которых – похвалы в адрес подозреваемого и уверенность в его неспособности пойти на убийство по каким-то глубоко личным соображениям.

«Дедовщине не место в армии! Отправить парня на реабилитацию и вынести оправдательный приговор!», - говорится в тексте петиции. По состоянию на 16:00 по мск ее подписали 12 244 человека.

Помимо информационной поддержки Шамсутдинову оказывается и финансовая помощь. Как сообщает издание «Подъем», его отцу благожелатели собрали 220 тысяч рублей. Эти деньги пойдут на поездку в Читу и оплату адвоката, рассказал Салим Шамсутдинов.

«Адвокат есть, он на месте работает. Мы завтра-послезавтра в Читу выезжаем и с ним встретимся. Сын у меня сейчас в Чите содержится. На это собирают деньги ребята, его друзья с училища, воспитатели, преподаватели», - заявил собеседник издания.

Он уточнил, что для сбора средств в сети создан сайт. Люди жертвуют по 50-100 рублей, и так «натекло» уже более 200 тысяч. Салим Шамсутдинов также пожаловался, что его сыну не дают звонить родственникам. «Следователь сказал, что Рамиль отказался», - сообщил он и в завершение разговора подчеркнул, что «на расстрел сослуживцев Рамиля довели в части».

«Все четыре месяца над ним просто издевались»

Во вторник комментарий по поводу ситуации дала председатель комитета солдатских матерей России Флёра Салиховская. В беседе с журналистами радиостанции «Говорит Москва» она поделилась мнением, что причиной инцидента стала дедовщина в части.

«Очевидно, все четыре месяца над ним просто издевались. Психика не выдержала. Хотя, сначала хотели этот случай скрыть тем, что вроде-как это нервный срыв», - изложила свою версию Салиховская. Она посетовала, что «в действительности в части была дедовщина, и никто не принимал никаких мер».

Салиховская отметила, что сейчас атмосфера в армии куда лучше, чем была в «нулевых», но некоторые проявления дедовщины остались. Например, у молодых солдат иногда вымогают деньги, а за отказ оказывают моральное давление. Как правило, информация о подобных событиях не доходит до командования части.

Резюмируя сказанное, Салиховская предложила организовать регулярные проверки руководящего состава – командиров взвода, отделения. Этих людей нужно тщательно проверять, проверять их службу в предыдущие годы, сказала глава комитета солдатских матерей.

Может, реформировать армию?

Ситуация вокруг расстрела в забайкальской части 29 октября стала предметом внимания на уровне Кремля. Пресс-секретарю президента РФ Дмитрию Пескову был задан вопрос о целесообразности провести реформу армии.

В ответ Песков сообщил, что президент не будет реагировать на этот случай, и призвал не делать из трагедии выводов всероссийского масштаба. Делать «заключение о результатах реформы в армии, по меньшей мере, непрофессионально», заключил Песков.

Законных способов защититься от дедовщины не осталось?

Обозреватель портала Накануне.RU Григорий Ванин в комментарии к возникшему брожению вокруг расстрела в части заметил, что призывающие признать поступок Рамиля Шамсутдинова самообороной, фактически предлагают оправдать его заранее, до суда. Помимо того, что петицию можно считать давлением на правосудие, ее подписанты фактически поощряют на «подобные действия тех, кто с предубеждением относится к военной службе и психически неустойчив».

Примечательно, что оправдывающие Шамсутдинова априори считают убитых виноватыми в его нервном срыве напрямую, либо косвенно – через проявление невнимания к проблемам сослуживца.

По словам Ванина, так можно дойти и до оправдания терроризма, расстрелов в школах. Потому как любой стрелок обычно жалуется на обстоятельства, на окружающих, на непонимание.

Затем Ванин подробно рассказал об истории возникновения дедовщины в российской армии и подчеркнул, что в последнее время есть масса законных способов отстоять свои права в армии. Проблема в том, что молодые люди «поздно взрослеют, они не научены защищать свои права по закону и считают зазорным или "западло" куда-то обращаться с жалобой».

Между тем, в странах Европы или США давно считается не зазорным «стучать» на творящуюся несправедливость. «Надо бы всем военным знать, что Главная военная прокуратура давно не структура Минобороны, а часть Генпрокуратуры, а главный военный прокурор, которого назначает президент и утверждает Совет Федерации, является заместителем генпрокурора. Как говорится, пишите письма, не стесняясь», - посоветовал эксперт.

Полная версия