Экс-президент СССР Михаил Горбачев заявил о нарастании напряженности в международных отношениях и возникновении в связи с этим угрозы ядерной войны.
По его словам, последний раз в мире наблюдалась заметная разрядка в 1989 году, когда рухнула Берлинская стена. В то время исчез огромный очаг противоречий, который раздирал Европу пополам. Стена была символом Холодной войны. Она была возведена в 1961 году, и уже это само по себе вызвало «острый международный кризис», когда «у контрольно-пропускного пункта в Берлине стояли друг против друга советские и американские танки». Спустя год разразился Карибский кризис, который поставил мир на грань ядерной катастрофы.
Падение стены стало огромным шагом всего мира на пути к свободе. Последствия этого были самыми позитивными, как для Европы, так и для мира. Сегодня, спустя 30 лет, можно видеть возрождение опасных тенденций. Из них особенно следует отметить две – «пренебрежение международным правом и милитаризация мировой политики».
Вместо того, чтобы решать спорные вопросы за столом переговоров, державы действуют путем ультиматумов, военных интервенции и вмешательств во внутренние дела. Причем все это происходит в обход ООН. «Рушатся соглашения, международные механизмы. Особенно отличаются в этом США, «лидируют», показывают дурной пример другим», - подчеркнул Горбачев (цитируют «Известия»).
Как следствие пренебрежения международным правом стал возрождаться культ оружия и силы. Очевидно, что ни одна страна не может отказаться от поддержания своей обороноспособности, но в нынешних реалиях язык силы и угроз для решения проблем подходит менее всего.
Горбачев посетовал, что прекращение действия Договора РСМД подорвало стратегическую стабильность. Чтобы не усугублять процесс дестабилизации, нужны переговоры и новые договоренности, и тут ответственность в первую очередь лежит на руководствах США и России, сказал он.
Говоря об угрозе ядерной войны, Горбачев отметил, что пока существует ядерное оружие, такая угроза есть. Неважно, будет ли такая война следствием злого, безумного умысла или технической ошибки. Никто не знает, что может произойти.
В таких условиях, если невозможно осуществить разоружение, то хотя бы нужно на уровне первых лиц государств снова заявить о недопустимости ядерной войны. Но и этого не происходит. Чтобы убедить мировых лидеров в необходимости сделать такие заявления, Горбачев обратился к Нобелевским лауреатам, чтобы те в свою очередь повлияли на власти.
«Я слежу за прессой, вижу, что уже и некоторые наши эксперты поют дифирамбы ядерному оружию. Дескать, оно спасло мир от войны. А я отвечаю: по крайней мере, однажды оно поставило мир на грань самоуничтожения», - добавил Горбачев.
Он подчеркнул, что в настоящее «тревожное время» на мировых лидерах лежит «огромная ответственность». Ответственность за миллионы жизней – это, прежде всего, психологический груз, констатировал Горбачев и рассказал, что сам лично помогает лидерам некоторых стран справиться с этой подчас непосильной ношей.
«Я не хотел бы навязываться в советчики. Только в каких-то особых случаях обращаюсь к лидерам — как правило, это краткое письмо. Некоторое время назад обращался к Владимиру Путину, президенту Франции Макрону», - заявил он. В заключение Горбачев сообщил, что порой его идеи «находят отклик в словах и действиях лидеров».