Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

11:53
Москва
25 декабря ‘24, Среда

Если из мусора делать пончики, у экоактивистов не останется работы

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Борьба с глобальным потеплением и мусором стали модным занятием для активной части общества, неравнодушной к тому, что наша планета стремительно превращается в гигантскую помойку.

Экоактивисты со всех трибун обличают мир в том, как он ужасно обращается с отходами и требуют немедленно создать такую систему обращения с ТКО, при которой мусор будет в промышленных масштабах превращаться в сплошь полезные материалы, продукты с высокой добавленной стоимостью, ну разве что не в низкокалорийные пончики.

Однако наладить переработку мусора на таком уровне, чтобы все 100% его обретали новую жизнь, пока что представляется довольно сложной задачей, и этот вопрос должны решать ведущие ученые, которые смогут предложить миру соответствующие прорывные технологии. Нынешние же протесты многих экоактивистов больше похожи на луддизм начала XIX века. Только тогда рабочие боролись со станками, а сейчас люди сместили фокус удара на свалки, пишет эксперт по международным экологическим программам, руководитель международной части проекта Экология России Евгений Русак.

Он отметил, что часто сторонники идеи полностью избежать захоронения ссылаются на опыт Швейцарии, где якобы почти удалось решить проблему мусора. Но и там система обращения с ТКО далека от идеала.

- Все разговоры о «швейцарском чуде» - миф. По разным данным, оставшиеся 35% мусора Швейцария вывозит из страны. По коммерческой программе в Болгарию, в рамках экономической помощи – в Африку. Речь идет о некоем высокотехнологичном мусоре, разборка которого может создать новые рабочие места и принести в отсталые страны «новейшее оборудование». Однако уровень коррупции в африканских странах настолько высок, что до внедрения этих технологий еще ни разу дело не доходило, - отметил Русак.

Кроме того, в Швейцарии ведется активная просветительская работа с гражданами, которым рассказывают о необходимости сортировки мусора и продвигают доносительство на особо несознательных граждан. При этом официальный уровень переработки в стране пока не превышает 54%. Однако и эта цифра завышена.

Так, по данным авторитетной экологической консалтинговой компании Eunomia Research & Consulting, уровень переработки в Швейцарии 49,7%.

Более того, следует учитывать, что швейцарские чиновники вкладывают в понятие «переработка» совсем неочевидные вещи: долгосрочное разложение и гниение, процессы сжигания газов и любого мусора для обогрева домов.

«Живучий» пластик

В настоящее время крупнейшие исследовательские центры мира занимаются выработкой технологических решений, как перерабатывать мусор в безопасные материалы. Деньги в это вкладываются колоссальные, но пока никто не смог даже разработать пластиковые пакеты, которые бы полностью разлагались.

Например, Плимутский университет недавно провел тесты по всем видам биоразлагаемых пакетов и установил, что их можно использовать даже после трех лет утилизации, если хорошенько помыть.

На сегодняшний день вторичная переработка пластика существует только для 12-ти его видов из 944-х. а с особо опасными отходами ситуация еще сложнее - ртутьсодержащие лампы, батареи, аккумуляторы и прочее в основном «складируют» на территории третьих стран. В лучшем случае, такие отходы консервируются до тех времен, когда появятся технологии их эффективной переработки.

- Существующие сейчас технологии по демонтажу и их переработке настолько трудоемки и дорогостоящи, что ни одна из европейских стран, даже при мощных государственных вливаниях, не способна их запустить, - отметил эксперт.

Что делать?

Современная экономика так построена, что во главу всего поставлен рост потребления и производства. Людям приходится как можно больше выкидывать, чтобы немедленно купить новое.

В таких условиях перспективы уменьшения общей массы отходов выглядят не слишком радужными. Проблеме того, как уложить в экономический рост и развитие производства создание экологически чистых упаковок, и саму идею бережного отношения к природе, сейчас уделяется крайне мало внимания.

- Но всё-таки определенные механизмы существуют, и их необходимо, без заламывания рук и истерик, анализировать и применять. И, конечно, создавать новые, - подчеркнул Евгений Русак.

Действовать надо в нескольких направлениях. Вряд ли положительный и долгосрочный эффект принесут штрафы нарушителям мусорного законодательства. Другое дело – широкая разъяснительная работа и вырабатывание правильных экологических привычек среди всех слоев населения. Нужно начать «эру мусорного просвещения», заложить и сделать нормой культуру обращения с мусором.

Но даже максимально осознанное обращение с мусором не будет исчерпывающим решением проблемы. Основа здесь – это технологический прогресс. А технологий почти нет. Единственный выход – захоронение или сбережение после сортировки, которая сейчас нам посильна, чтобы потом, когда ученые что-нибудь придумают, достать это и переработать. Для этого необходимо создать многопрофильные комплексы, которые будут заниматься сортировкой, брикетированием, прессовкой, переработкой и хранением.

В России подобные многопрофильные комплексы должны появиться в ближайшее время. Однако стоит учитывать, что даже самые продвинутые перерабатывающие предприятия пока невозможно отделить от комплексов сохранения сложных отходов. Важно выстраивать четкую структуру параметров сортировки, переработки и захоронения. Обрабатывая данные, полученные с подобных объектов и проводя там постоянные новые исследования, ученые и законодатели будут постоянно обновлять нормы вторичного использования и сертификации материалов. Ученые и законодатели будут постоянно обновлять нормы вторичного использования и сертификации материалов. Именно так это и должно функционировать.

С мусором качественно работать можно только при комплексном подходе. В идеале же решение мусорной проблемы должно быть встроено в экономическую модель, при которой работа с ТКО будет частью глобальной экономической схемы и станет финансово обоснованной.

Подростковую агрессию научились по глазам: ад для школ почти наступил
Реклама