Техническое пальмовое масло вызвало раковую эпидемию, а Россельхознадзор ничего не может сделать
Россельхознадзор жалуется на недостаток полномочий в деле контроля за использованием пальмового масла российскими производителями молочной продукции.
Производители часто экономят на сырье, покупая дешевое техническое пальмовое масло, которое не востребовано больше нигде в мире, кроме как в России. Такое масло содержит канцероген глицидол, который является одним из самых опасных возбудителей онкологических заболеваний.
Россельхознадзор не имеет инструментов по отслеживанию использования недобросовестными производителями технического масла и не в состоянии предотвратить попадание опасных продуктов на полки магазинов.
Выявить эту ситуацию и наказать нарушителей ведомство не может из-за отсутствия достаточных полномочий, надо менять и нормативную базу, и санитарные нормы, заявил на пресс-конференции в РИА Новости помощник руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Алексей Алексеенко.
Он рассказал, что на сегодняшний день единственной возможностью хоть немного мониторить ситуацию является система «Меркурий», отслеживающая путь пищевой продукции от производителя до конечного потребителя. Ее было очень сложно внедрить из-за противодействия молочников, увидевших в «Меркурии» предпосылки потери прибылей.
Сейчас у контролирующих органов не хватает правового поля, чтобы пресекать применение технического масла в цехах. Злоупотребление можно выявить путем отслеживания, сколько сырья купила компания, и сколько продуктов получилось на выходе. Если второй показатель в разы превышает объемы закупленного сырья, значит, имело место использование дешевого масла. Но нагрянуть с проверкой в подозрительный цех нельзя – компания сразу заявит о давлении, ссылаясь на 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального надзора».
Алексеенко напомнил, что 6 августа ЕАЭК утвердила проект решения о корректировке СанПиНов по части содержания в продуктах глициловых эфиров. Основанием для этого послужили токсикологические исследования ВОЗ и Международного агентства по изучению рака, вывившие крайнюю опасность глицидола.
Тем не менее, пока Россия не внесет предложенные ЕАЭК нормативы в техрегламент, проконтролировать концентрацию глицидола в продукции не возможно за отсутствием полномочий.
По словам Алексеенко, в последнее время технологическая революция в пищевой промышленности привела к тому, что при изготовлении внешне нормальных, съедобных продуктов используют низкосортное сырье с огромным количеством вредных для организма веществ. Например, недавно Россельхознадзор обнаружил в целом ряде продуктов чудовищную концентрацию ксенобиотиков, которые никак не участвуют в метаболизме организма и не выводятся из него. Накапливаясь, они могут приводить к серьезным патологиям. И, опять же, вариантов повлиять на это у надзорного ведомства нет из-за устаревших СанПиНов.
Читайте также
В заключение Алексеенко вернулся к теме технического пальмового масла и сообщил, что в России фальсифицируется до четверти всей молочной продукции, а в некоторых регионах (в основном Крайнего Севера) доля фальсификата составляет 100% .
Кто озаботится здоровьем россиян?
Экономист Никита Кричевский в комментарии к речи Алексеенко резюмировал, что глициловые эфиры уже привели к эпидемии раковых заболеваний в России. Самое страшное, что они генотоксичны и вызывают мутации у новорождённых, причем поступают они в страну в составе детского питания по импорту.
«Дорогой Минздрав, ещё есть вопросы по сохранению здоровья нации?», – обратился Кричевский к министерству.
Подробнее об истории изучения влияния глицидола на человеческий организм читайте в аналитической статье Накануне.RU «Рак, бесплодие, смерть. В России требуют запретить опасное пальмовое масло».