Загнали школьников в стойло на 12-часовой рабочий день – педагоги и эксперты оценили новые ФГОСы
Новые федеральные государственные образовательные стандарты не отвечают современным требованиям и тенденциям в образовании и, по сути, являются банальной попыткой стандартизировать учебный процесс под нормы, устаревшие много лет назад.
Ни о каких инновациях и направленности на развитие индивидуальных сильных сторон каждого ученика в предлагаемых Министерством просвещения ФГОСах речи нет. Об этом заявили члены Комитета гражданских инициатив (КГИ), педагоги и эксперты, участвовавшие в общественном обсуждении новых ФГОС, завершившемся 18 сентября.
«Считаем, что принятие этих проектов в существующем виде не решает ни одной действительно актуальной школьной проблемы, но, напротив, формирует новые риски и для школы, и для общества в целом. Предлагаемые стандарты носят архаичный и имитационный характер», - говорится в заявлении КГИ.
С одной стороны Минпросвещения декларирует приверженность вариативности и персонализации образования, а с другой – вводит такие стандарты, которые предлагают жестко регламентированную цепь подачи материала по единственному учебнику. Причем объем материала обязателен для прохождения всеми учениками по одному графику.
В стенах школы такое требование ожидаемо выльется в зубрешку. Учителя будут перегружены, а «рабочий день» учеников составит 8-12 часов в день (уроки + домашние задания).
Однако практически все школьники сейчас ходят на дополнительные секции. Как ребенок может справиться с такими нагрузками, непонятно. Вполне возможно, что такой метод натаскивания позволит школьникам впоследствии сдать ЕГЭ, но он напрочь лишит их навыков развиваться самостоятельно.
Хотя в ХХI веке умение учиться является важнейшим. Таким образом, нетрудно предположить, что с поступлением в университеты вчерашние школьники получат массу проблем, так как не приобрели с начальным образованием ключевых навыков самостоятельно искать и анализировать информацию.
При самом негативном сценарии в перспективе это приведет к конфликту поколений, к разрыву ценностей и насаждению среди молодых людей нигилизма.
Увеличение нагрузки, отсутствие возможности для детей, приехавших в ту или иную школу адаптироваться к учебному процессу за отсутствием специальных учебников, возврат в начальную школу измерения скорости чтения вместо обучения смысловому чтению – вот одни из самых показательных характеристик новых ФГОС.
Признаков обновляемости образовательной программы как не было, так и нет. Нет адаптации к современным жизненным реалиям. Новые ФГОСы не учитывают последние поручения президента РФ Владимира Путина по модернизации системы образования. С их принятием проиграют все – школа, общество, государство.
Резюмируя вышесказанное, члены КГИ предложили ввести временный мораторий на изменение ФГОС до тех пор, пока не будут проанализированы результаты применения действующих ФГОС «второго поколения».
Также, перед принятием нововведений необходимо ясно сформулировать цели и задачи развития системы образования. Для этого придется наладить общественный диалог, в рамках которого обсудить курс в образовании со всеми «участниками и бенефициарами образовательного процесса».
Обновить ФГОСы ранее поручил правительству Владимир Путин. В Минпросвещения в ответ пообещали исполнить поручение осенью 2019 года.