Теория «поколенческой сделки», согласно которой каждое новое поколение будет более успешным, чем предыдущее, работавшая всю вторую половину XX века, теперь показывает свою несостоятельность.
Сейчас молодые поколения оказываются в среднем беднее, хотя вынуждены работать не менее усердно. Об этом свидетельствуют данные исследования австралийского Института Грэттен, университета Мельбурна и федерального правительства Австралии.
В нем говорится, что поколения нынешних дедов и отцов в свое время имели возможность заработать на дом, участок, хорошую машину, сколотить бизнес и безбедно уйти в старость.
Сейчас это тоже можно сделать, но понадобиться куда больше и дольше работать, а если брать кредит, то выплаты по нему могут занять многие десятилетия.
Пресловутые отрицательные ставки по кредитам в европейских странах как раз свидетельствуют о том, что люди там не в состоянии оплачивать кредиты даже на таких условиях, так как недвижимость в той же Дании или Швейцарии (где отрицательные ставки) в цене давно ушла в заоблачные выси.
Согласно исследованию, проведенному в Австралии, молодые люди в массе преуспевают меньше, чем их родители. Об этом свидетельствует следующая пропорция: примерно 30 лет назад годовой доход домохозяйства с возрастом главного работающего 55–74 года превышал доход домохозяйства 24–35-летних вдвое. Сегодня эта разница увеличилась до пяти и более раз. Доходы молодых семей практически не увеличились, а доходы стариков продолжают расти.
Как отмечает профессор университета Квинсленда Джон Квиггин, такая ситуация характерна не только для Австралии, она отражает ситуацию западного мира в целом.
Он подчеркнул, что на смену модели «поколенческой сделки» пришел поколенческий конфликт с признаками средневекового патримониализма, когда наследственное обладание богатством является единственной гарантией успеха в жизни.
Что делать с беднеющей молодежью?
Экономист Михаил Хазин относительно результатов исследования сделал замечание о том, что в современном мире сколько-нибудь богатыми, если не брать в расчет уровень Била Гейтса или Джеффа Безоса можно считать людей, у которых есть любые активы, любой, даже самый малый бизнес, но свой. «У тех, у кого активов нет (то есть у молодёжи), шансов на достойную жизнь нет никаких», - подчеркнул Хазин.
Он добавил, что нынешний средний класс, многих представителей которого можно считать богатыми в сравнении с миллениалами, у которых часто нет вообще ничего, создан не за счёт реального роста доходов, а за счёт стимулирования спроса, то есть, долгов.
Сейчас выясняется, что поддерживать долги не получится, бюджет государства создаёт самые дешёвые рабочие места, не позволяющие обслуживать жизнь в кредит. Как следствие растут протестные настроения.
У большинства «представителей среднего класса есть недвижимость, поэтому у них нет классовой ненависти к богатым», есть зависть, отметил Хазин. Однако с постепенным переходом представителей среднего класса в бедняки, появится настоящая классовая вражда вплоть до столкновений.
Здесь начинается самое интересное. Возникает вопрос, что делать с радикальной молодежью. Методов контроля и порабощения много, но на фоне стремительно ухудшающейся ситуации их может и не хватить.