Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

Кричащая научная несостоятельность: экономист разгромил тезис Орешкина о четырехдневке

Министр экономического развития Максим Орешкин в ходе Восточного экономического форума высказался по поводу введения в России четырехдневной рабочей недели и о роли банков в финансовом закабалении населения.

По первой теме, ранее поднятой премьер-министром Дмитрием Медведевым, Орешкин заявил, что для перехода на сокращенную рабочую неделю нужно выполнить несколько условий.

В первую очередь важно добиться существенного «роста доходов населения и высокого уровня производительности труда». «Именно это открывает возможность для практической дискуссии как в части четырехдневной рабочей недели, так и других трудовых инноваций, которые могут быть в регулировании трудовых отношений в нашей стране», - отметил министр (цитирует ТАСС).

Орешкин добавил, что говорить о сроках сокращения рабочей недели пока преждевременно. Сначала нужно сконцентрироваться на указанных проблемах, а уже вторым этапом обсуждать, как сделать жизнь граждан более свободной от необходимости зарабатывать на хлеб.

Максим Орешкин также не стал обходить вниманием ранее уже обозначенную им тревожную тенденцию по росту закредитованности россиян. Несколько месяцев назад министр обвинил Центробанк в принятии недостаточных мер по ограничению выдачи кредитов лицам с сомнительной платежеспособностью. Хотя ЦБ и ввел недавно дополнительные более жесткие требования для банков при выдаче заимствований, рост кредитного пузыря продолжается, растет и количество должников, испытывающих сложности с выплатами. По словам Орешкина, дальнейший рост закредитованности может привести к кризису экономики.

На нынешнем форуме Орешкин пожурил за происходящее весь банковский сектор. Он подчеркнул, что «если человек оказался в трудной долговой ситуации», то здесь не только его вина, но и вина банка, который, не учитывая заработки, а возможно, и другие долги человека, предлагал ему решить проблемы за счет нового, якобы выгодного кредита.

Издержки в подобных случаях должны нести не только люди, но и банки, сказал Орешкин и сообщил, что МЭР в этой связи готовит поправки в закон о банкротстве физических лиц, упрощающие соответствующую процедуру.

Комментарий

Экономист Никита Кричевский раскритиковал оба заявления Орешкина. Насчет четырехдневной рабочей недели он согласился с тезисом о необходимости обеспечить рост реальных доходов граждан. Но с производительностью труда все несколько сложнее. С ней все правительство, а также президент, в последнее время «носятся как с писаной торбой», но никто не обращает внимания «на совокупную производительность факторов (СПФ) производства».

В СПФ входят отдача от ресурсов, капиталов, компетенций, технологий и, конечно, труда. Причем последний пункт стоит далеко не на первом месте.

«Примеры: новое удобрение, повысившее урожайность. Где тут пост производительности труда комбайнера? Экскаватор вместо землекопов. Где рост производительности гастарбайтера? Рост продаж через мобильные приложения. Неужели продавец стал крутиться активнее? Льготный кредит, снизивший себестоимость. Что, работник стал трудиться лучше? Так что не надо втирать про производительность труда. Вы ею прикрываетесь, чтобы скрыть собственную научную беспомощность», - написал Кричевский в своем Telegram.

Он добавил, что и обвинение банков в накачке пузыря потребкредитования со стороны Орешкина выглядит по меньшей мере странно. Это примерно то же самое, что «обвинить теплоэнергетиков в том, что они не дают людям закаляться». Банкиры по определению должны заботиться о прибыли для акционеров, чем они и занимаются, конечно же, учитывая риски и издержки.

При этом Орешкин не упомянул в числе причин обращения граждан за кредитами рост цен, снижение доходов, рост тарифов естественных монополий и так далее.

«По собственному опыту знаю, что на подобных форумах у участников сносит крышу, и количество артикулируемой чуши вырастает кратно. А если к этому добавляются разница во времени, алкоголь, ночные посиделки…», - заключил Кричевский в попытках объяснить логику главы МЭР.

Полная версия