Москва
21 ноября ‘24
Четверг

Откуда взялись чайки у аэропорта Жуковского

Предварительной причиной нештатной ситуации с самолетом A321, летевшим рейсом в Симферополь стало попадание птиц в оба двигателя.

В сети есть видео, как во время взлета несколько чаек попало в турбину, после чего послышались хлопки, а из двигателя посыпались искры.

Первым делом после инцидента, завершившегося удачным приземлением самолета в кукурузное поле, возник вопрос к службам аэропорта, почему птицы появились на ВПП.

Было заявлено, что система отпугивания птиц в ЛИИ им. М. М. Громова работала (работает совместно с аэропортом). Ответственность за соответствующую деятельность несет подрядчик, работающий на аэропорт. Этот момент еще предстоит проверить и изучить, что там в действительности работало, а что нет, и кто за что отвечает.

Чуть позже стали выяснять, почему вообще у аэропорта появились морские птицы.

Возникло предположение, что чайки прилетели с полигона «Сафоново». По «Яндекс-карте» расстояние от аэропорта до свалки составляет 10,2 км. Однако в сети появились фотографии полигона, который в данный момент законсервирован и покрыт грунтом. Как сообщил Telegram-канал «Методичка», буквально два дня назад там проводилась проверка. Мусор на свалку не возится, и кормовой базы для птиц там нет.

Насчет «Сафоново» высказались в правительстве Подмосковья. В интервью радиостанции «Говорит Москва» заместитель председателя правительства Московской области, министр экологии и природопользования региона Дмитрий Куракин исключил влияние свалки на аварию А321.

«Предположение о том, что причиной жёсткой посадки самолёта вблизи аэропорта «Жуковский» стали окрестные свалки, на которых обитают птицы, ошибочно. Ближайший к месту посадки полигон – «Сафоново», он расположен в 14 километрах. Полигон закрыт в 2012 году, отходы туда не завозятся много лет», - сказал он. Куракин добавил, что «в любом случае расстояние от полигона до места инцидента слишком большое».

Он подчеркнул, что кормящиеся на полигонах птицы «никогда не отдаляются от них».

Между тем, в Telegram-каналах сообщили о другой свалке отходов, которая находится от аэродрома на расстоянии 1,5 км. Это незаконная свалка у озера Глушица. Внимание на нее еще в 2017 году обратила прокуратура. Но, как утверждают местные жители, мусор туда свозится до сих пор. Как выяснили «Открытые медиа», объект может принадлежать компании «Экосервис». Строго говоря, это и не полигон вовсе, а сортировочная.

У «Экосервиса», расположенного и зарегистрированного по адресу: Жуковский, проезд Коммунальный, д. 5 (ближайший к свалке адрес), - есть лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, но что именно делает компания в рамках этой лицензии, неизвестно. В данный момент, согласно сведениям СПАРК, «Экосервис» находится в стадии ликвидации.

Есть сообщения, что немного дальше есть еще одна городская помойка, которую официально закрыли, но там регулярно случаются возгорания мусора и появляются грузовики-мусоровозы.

Мало кто обратил внимание на свалки под Люберцами. До полигона «Торбеево» от аэродрома всего 15 км по прямой. Рядом же находятся еще два полигона – «Саввино» и «Корнеево». Причем это действующие полигоны.

Стоит отметить, что согласно Федеральным правилам использования воздушного пространства РФ, «запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов — до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц».

Проблема в том, что данная статья в российских реалиях практически не работает, и скорее носит рекомендательный характер. Кроме того, само по себе отношение к приаэродромным территориям в России довольно «гибкое» с точки зрения обеспечения безопасности. Например, не далее как 12 августа 2019 года появилась информация о том, что Минтранс разработал законопроект о новом порядке установления приаэродромных территорий (ПАТ), предполагающий их резкое сокращение. К чему это может привести, сейчас спорят эксперты.

Начнутся проверки

После ЧП в районе аэропорта Жуковский в Минприроды потребовало провести проверку близлежащих свалок. Росавиация собирается проверить ЛИИ им. Громова на предмет борьбы с птицами. «В данном случае за орнитологическое обеспечение отвечает ЛИИ им Громова... По ЛИИ им Громова, наверное, будут проверки», — заявил руководитель Росавиации Александр Нерадько.

Внимание на проблему свалок вблизи аэропортов также обратил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, философски заметивший: «Если неподалеку от аэропорта действительно была несанкционированная свалка, привлекавшая чаек, то это плохо».

Полная версия