«Надо было пять дней врать»: Ходорковский об эвакуации поселка, где взорвался мини-реактор
Из Архангельской области продолжают поступать тревожные новости, связанные с радиационным заражением после взрыва экспериментального малогабаритного ядерного реактора на полигоне под Северодвинском.
Во вторник утром информагентство «Беломорканал» распространило информацию о том, что ближайший к полигону поселок Нёнокса 14 августа хотят эвакуировать.
По данным агентства, людей планируют вывезти рано утром на поезде. С чем связана эвакуация, «Беломорканал» не уточнил, но предположил, что причиной могут быть запланированные на среду очередные испытания на полигоне.
В интервью Интерфаксу представитель пресс-службы администрации Северодвинска подтвердил, что жителям Нёноксы рекомендовали с 14 августа покинуть населенный пункт из-за «плановых работ на военном объекте».
Собеседник агентства добавил, что населению поселка подобные предложения поступают регулярно, и в этом нет ничего особенного.
Более резко о ситуации высказался губернатор Архангельской области Игорь Орлов. Он назвал слухи об эвакуации «полной чушью». «Нет никакой эвакуации», - заявил Орлов, но не стал отрицать, что на полигоне, действительно, пройдут «плановые мероприятия».
Еще одной новостью, растиражированной в СМИ стали данные Росгидромета. Там сообщили, что 8 августа в Северодвинске наблюдался скачок радиации, превысивший нормы в 4-16 раз.
Норма для города - 0,11 микрозиверта в час (мкЗв/ч). Между тем, в отдельных районах уровень радиации поднимался до 1,78 мкЗв/ч. Всплеск был зафиксирован в период с 12.30 до 14.30, после чего радиационная обстановка пришла в норму.
Как отметили эксперты, такие показатели были совершенно безопасны для граждан. Такие дозы радиации человек получает во время авиаперелета на небольшие расстояния.
Молчание, как в случае с Чернобылем
На ситуацию под Северодвинском обратили западные СМИ. 12 августа газета The New York Times опубликовала материал, в котором осудила реакцию российских властей на ЧП.
«Почти сразу после взрыва на полигоне Ненокса Кремль перешел в режим кризисного функционирования. Для тех, кто знаком с историей чернобыльской катастрофы, это не ново, и означает пресечение распространения информации и уверения в том, что ничего страшного не случилось, это рядовое событие, и правительство полностью контролирует ситуацию», - говорится в статье.
Ее автор прочеркнул, что это еще раз доказывает наличие укоренившейся привычки «российских властей скрывать информацию». «Мир будет еще менее склонен верить во что-либо, сказанное Путиным и его чиновниками, когда разразится следующий кризис», - пишет NYT.
Комментарии
Бизнесмен Михаил Ходорковский по поводу информации о радиационном скачке отметил, что в Минобороны снова продемонстрировали неготовность говорить людям об опасности.
Сейчас, когда уже официально подтверждено, что повышение уровня радиации было, первое сообщение оборонного ведомства, будто бы «выброса вредных веществ не произошло», выглядит странно. «Перед этим надо было 5 дней врать, что «ничего не было...». Твою же.. Ну ни чему история не учит!», – написал Ходорковский в твиттере.
Обозреватель Максим Кононенко наоборот призвал не драматизировать ситуацию и больше доверять тому, что говорят местные жители.
«Там у каждого по дозиметру на члена семьи и еще в каждой комнате висит на стене. И если местные не пишут, что радиация есть - то, значит, радиации нет. Всё просто. Это при советской власти скрыть было можно. А теперь китайский дозиметр на «Али» можно купить за пятьсот рублей. А за полторы тысячи - очень хороший. Не надо нагнетать там, где нагнетать нечего. Лучше бы погибших людей помянули», - отметил Кононенков в своем Telegram-канале.