Недовольство крупного бизнеса и промышленников в связи с планами ввести дифференциацию тарифа Федеральной сетевой компании (ФСК) и оплату резерва мощности докатилось до первого вице-премьера Антона Силуанова.
На реформе настаивает Минэнерго и «Россети». А премьер-министр Дмитрий Медведев ранее поручил как можно быстрее осуществить изменения. Идею также поддерживает профильный вице-премьер Дмитрий Козак. Против выступают остальные участники рынка.
Недавно они обратились за помощью к Силуанову, чтобы тот инициировал подготовку доклада Минэкономики о возможных последствиях реформы.
Изучив проблему, в министерстве пришли к выводу, что введение платы за неиспользованные мощности приведет к существенному замедлению экономики, а потребители будут вынуждены платить дополнительно сотни миллиардов рублей.
Суть реформы заключается в том, чтобы обязать потребителей полностью оплачивать зарезервированные за ними простаивающие трансформаторные мощности, либо отказываться от них. Помимо этого «Россети» требуют, чтобы тариф на электроэнергию для предприятий, подключаемых напрямую к магистральным сетям, к 2024 году был повышен в два раза.
В настоящее время, по оценке Минэнерго, объем простаивающих мощностей в России составляет примерно 101 ГВт. Это 65% от всех мощностей.
По оценке Минэкономики, даже в том случае, если крупные предприятия начнут оперативно отказываться от излишков, финансовый гнет на потребителей к 2024 году вырастет на 221 млрд рублей. Совокупная нагрузка на бизнес в 2020-2024 годах возрастет на 45 млрд рублей. Обе меры вкупе увеличат нагрузку на бизнес на 369 млрд.
Рост ВВП к 2024 году замедлится на 0,083%. Совокупные потери экономики в денежном выражении составят 577 млрд рублей в базовом сценарии. При негативном варианте – 686 млрд.
Несмотря на столь однозначную негативную оценку, судьба реформы остается нерешенной.
Как пишет «КоммерсантЪ», Минэкономики, Минэнерго, Минстрой, «Россети», ФСК и аппарат первого вице-премьера данные отчета не комментируют.
Промышленники бьют тревогу и сетуют на то, что в результате нововведения производство отдельных энергоемких продуктов может стать нерентабельным.
Для населения ничего хорошего реформа также не предвещает, так как вслед за бизнесом повышение тарифов срикошетит и по рядовому потребителю.