Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Почему регоператоры «не вывезли» мусорную реформу

Региональные операторы по обращению с ТКО оказались перед угрозой банкротства.

Спустя более чем полгода с момента начала реформы они столкнулись с крайне низкой собираемостью платежей, а объемы мусора, с которыми приходится работать, слишком большие. В разы поднятые тарифы для населения ситуацию не спасают, и деятельность подавляющего большинства регоператоров оказалась малорентабельной.

Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на исследование Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ).

Организация проанализировала работу и состояние 221 оператора. Практически у всех главная проблема - низкая собираемость платежей и пересмотр тарифов уже после заключения договоров.

По данным НАКДИ, собираемость платежей за вывоз мусора колеблется в интервале от 20% до 90%. Средний показатель – 60%. Поддерживать работу в условиях кассового разрыва практически невозможно. Брать деньги у банков не получается. Кредитные организации либо вообще не хотят связываться с мусорщиками, либо «задирают» ставку под 20%. Рентабельность бизнеса регоператоров ниже, и позволить себе такие кредиты они не могут.

Минприроды проблему собираемости денег с населения признает, но преисполнено твердой уверенности, что трудности временные, и вскоре ситуация выправится.

По поводу изменения тарифов «Ведомости» отмечают, что в пяти регионах ставки с начала года были повышены (Алтайский, Пермский край и другие). В 31 регионе – снижены. Часто «игры» с тарифами связаны с ростом социально напряженности, люди не хотят платить в разы больше, видя, что на практике ситуация с января 2019 года практически не меняется к лучшему. На вопрос роста напряженности ранее обратили на федеральном уровне. 23 апреля 2019 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, которое позволит снижать тарифы на утилизацию отходов.

Этот документ призван дать полномочия регионам регулировать тарифы в зависимости от нормативов накопления мусора. Дело в том, что принятые поначалу нормативы не отражали реальную ситуацию на местах. Где-то они были чересчур завышены, где-то наоборот.

Сейчас нормативы повсеместно меняются, что тоже приносит определенные неудобства регоператорам.

Еще одной проблемой регоператоров в НАКДИ назвали сложности с закупкой оборудования.

Почему тарифы повысили, а вывозить мусор стало невыгодно?

8 августа портал ROMB опубликовал фильм «Мусорная война», где разобраны основные проблемы текущей мусорной реформы.

В их числе также упоминается собираемость платежей. Но цифры представлены более удручающие, чем получили эксперты НАКДИ. Так, руководитель программы ИГСУ РАНХиГС «Управление отходами производства и потребления» Содном Будатаров заявил, что собираемость тарифа по стране составляет не больше 30%. «А если, скажем, приземляться, то в пределах, наверно 15%», - сказал Будатаров.

Авторы фильма отмечают, что до реформы платежи за вывоз мусора собирали управляющие компании (они были включены в услуги ЖКХ), которые затем рассчитывались с перевозчиками. Теперь же по отдельной строке в платежках с граждан берут намного больше, и деньги отправляются прямо к регоператорам. Но регоператоры помимо прочего обязаны строить сортировочные, перерабатывающие комплексы, МСЗ. Таким образом, расходы повышаются, а деньги собираются плохо.

Система сортировки и переработки мусора еще даже не в зачатке. В стране есть предприятия, но их мало. Сортировочные комплексы работают на грани убытка, так как на уровне граждан сортировка почти не осуществляется. В фильме представитель одного из сортировочных комплексов, пресс-секретарь фирмы «ЭкоЛайн» Оксана Бачина рассказала, что эффективность обработки сортированного на мусорных площадках мусора и несортированного различается в пять раз. Эффективность отбора полезного вторсырья на конвейере из несортированного мусора составляет 10%, из сортированного 50%. «Пока что, стоимость вторсырья не окупает затраты (на сортировку)», - заявила она.

Еще один момент – организация новых свалок на значительной удаленности от мест генерации мусора. В некоторых случаях возить мусор из города на свалки приходится за сотни километров, а говорить о таких «гениальных» проектах, как вывоз московского мусора товарняками на свалку в архангельской области, говорить вообще нечего.

Полная версия