Программный бюджет в России опоздал на 5 лет
Российское правительство формально завершило процесс перехода на программный бюджет, который был инициирован еще в 2009 году.
Изначально планировалось, что переход будет осуществлен за пять лет, но соответствующее постановление правительства было опубликовано только сейчас.
Документом от 18 июля 2019 года составлен окончательный список направлений расходования бюджетных средств, а также направлений, которые не должны включаться в госпрограммы.
Как пишет «КоммерсантЪ», в июле 2019 года 70% федерального бюджета исполняется в рамкахс43 действующих госпрограмм по пяти направлениям. Со следующего года благодаря постановлению можно будет не включать в госпрограммы расходы бюджета на работу президента, Федерального собрания, судов, избиркомов, ФСО, СВР. В программы также не войдут госпремии, расходы на референдумы, а также некоторые федеральные целевые программы.
Идею создания программного бюджета впервые озвучил министр финансов России Алексей Кудрин в 2009 году. Тогда предполагалось, что в течение пяти около 90% расходов будет осуществляться в рамках госпрограмм, где прописаны конкретные цели, которые ожидается достичь. Намеченные цели и бюджетные траты на них необходимо сопоставлять и обосновывать. К 2011 году по настоянию Кудрина был принят ряд ключевых документов по госпрограммам.
Первые госпрограммы нового образца появились в 2012 году. Работу Кудрина на этом направлении продолжил Антон Силуанов, который встретил довольно серьезное сопротивление ведомств, настаивавших на сохранении ФЦП, а также ведомственных программ. Сейчас в России остается порядка сорока ФЦП, а к 2024 году их количество планируется сократить до восьми.
Бюджет на 2020-2022 годы наверняка уже будет составляться по новой системе за несколькими исключениями. Большую часть расходов теперь придется документально обосновывать и прописывать, к чему в итоге хотят прийти.
Помимо этого, при составлении бюджета на 2020–2022 годы начнут действовать и другие ограничения. Например, нормирование госзакупок, исходя из функциональных целей.
Указанные меры, позволят оптимизировать бюджетные расходы и снизить коррупционную составляющую.