Как маркировка питьевой воды поможет победить фальсификат
Глава «Ростеха» Сергей Чемезов на днях доложил президенту России Владимиру Путину способ покончить с фальсификатом на рынке питьевой воды.
Во время беседы в Кремле Чемезов посетовал, что в России около четверти всей продаваемой воды – подделка, а в некоторых регионах процент фальсификата доходит до 80%. Самым безобидным для потребителя жульничеством занимаются те, кто разливает в бутылки обычную водопроводную воду. По крайней мере, за ее качество есть кому отвечать, и в таком «продукте» можно быть худо-бедно уверенным. Но бывают случаи, когда в бутылки разливают воду из какого-нибудь пруда, попутно добавляя в желудки доверчивых потребителей половину таблицы Менделеева, амеб и бактерии и бог знает еще чего.
О том, поможет ли маркировка решить обозначенную проблему рассказали эксперты, знакомые с этой областью
В интервью агентству ФАН эксперт по качеству питьевой воды Общероссийского движения «Сильная Россия» Алексей Белов заявил, что точные цифры по фальсификату на рынке не знает никто. Достаточно масштабных исследований попросту не проводилось.
Бизнес по производству и реализации контрафакта очень прибыльный. Доходность может достигать 1000%. У производителя естественно возникает желание нажиться, разлить в бутылки воду из-под крана и наклеить этикетки с указанием совершенно другого минерального состава. «Это прямое нарушение законодательства», - подчеркнул эксперт.
По мнению Белова. Исправить ситуацию могло бы ведение системы акцизов, сходной с алкогольной продукцией, потому как по части алкоголя успехи в борьбе с контрафактом действительно есть. Благодаря системе под контролем оказывается каждая бутылка с алкоголем, путь которой отслеживают от производителя до магазинной полки.
Сотрудник рабочей группы «Сильной России» по контролю качества продуктов питания Николай Мальцев назвал такую меру недостаточной. Он рассказал, что маркировку необходимо осуществлять по результатам экспертиз контрольных закупок в торговых сетях. Для этого потребуется менять всю систему контроля Роспотребнадзора.
Дело в том, что сейчас перед маркировкой экспертизы проводятся по предоставленным производителем образцам. Ничто не мешает недобросовестной компании представить на экспертизу качественный образец, а затем разлить в бутылки что попало и отправить их на реализацию.
Гендиректор НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский также похвалил достижения в области контроля за алкоголем, но отметил, что и тут есть прорехи.
Например, продажи через интернет сейчас практически не контролируются. Таким образом, ЕГАИС – не панацея, но расширять охват системы, безусловно, стоит. «Тенденция тотального контроля во всех сегментах будет развиваться и со временем дойдет и до питьевой воды, где нелегальный сегмент выше, чем у алкоголя», - сказал Черниговский.
В настоящее время некоторые регионы вводят собственную маркировку безалкогольных напитков, обязуя дистрибьютеров сотрудничать с местными организациями-контролерами. Однако эта деятельность бессистемна, хотя и отчасти защищает потребителя.
Подводя итог дискуссии об эффективности маркировки питьевой воды, ФАН напоминает о рекомендации сторонников эко-движений, которые предлагают гражданам вовсе отказаться от покупки воды и для себя кипятить водопроводную воду. Так дешевле и надежнее.