Министерство иностранных дел России во вторник представило Концепцию коллективной безопасности в зоне Персидского залива.
Документ предлагает поэтапное урегулирование основных конфликтов между государствами Ближнего Востока и решение проблемы терроризма.
В тексте, опубликованном на сайте МИДа, говорится, что нарастание террористической угрозы в регионе и рост противоречий между странами на Ближнем Востоке и в Северной Африке представляют угрозу всей системе международных отношений и мировой экономике, так как в Персидском заливе «сосредоточены огромные запасы углеводородных ресурсов».
Десятилетиями в регионе не спадает напряженность, а к старым проблемам добавляются новые, главной из которых стало формирование в зоне Персидского залива транснациональной террористической сети.
Для постепенного урегулирования ситуации необходимы совместные усилия всех ключевых игроков, а также международных организаций.
Предлагаемая концепция МИД РФ основана на наработках 90-х годов, скорректированных в начале нулевых.
Главную роль в подавлении террористических движений предлагается отдать антитеррористической коалиции, в которой бы стали участвовать все заинтересованные силы, причем конкретные действия необходимо согласовывать с Совбезом ООН. Этот же инструмент будет эффективен в решении конфликтов в Сирии и Йемене.
В деле борьбы с терроризмом важную роль играет работа в информационном поле с привлечением видных духовных деятелей традиционного ислама.
Миротворческие операции необходимо проводить исключительно с санкции Совбеза ООН или по прямой просьбе законного правительства той или иной страны.
Несомненным приоритетом в принятии всех решений, так или иначе затрагивающих интересы государств на Ближнем Востоке, должно быть международное право.
Ключевым моментом в создании системы коллективной безопасности стран Персидского залива является принцип многосторонности, в соответствии с которым исключение отдельных стран из процесса обсуждения проблем неприемлемо.
Поэтапность реализации Концепции подразумевает сначала решение самых острых проблем, таких как иракский, йеменский и сирийский кризисы, а затем переход к иранской ядерной программе и так далее.
Важно уделить внимание повышению доверия между всеми участниками масштабной программы урегулирования. Здесь нужен постоянный переговорный процесс, который будет вести к появлению договоренностей о создании демилитаризованных зон, ограничений вооружений и взаимных гарантиях.
В дальнейшем странам Персидского залива следует начать руководствоваться принципом отказа от угроз во внешней политике.
По мере прогресса в организации коллективной системы безопасности можно будет поднять вопрос о сокращении иностранного военного присутствия в регионе. А уже в долгосрочной перспективе возможно создание региональной организации по безопасности и сотрудничеству, в которую в качестве наблюдателей будут включены ведущие мировые державы (Россия, Китай, США, Индия, ЕС).