Украинские националисты устроили в Мариуполе «лагерь смерти» – расследование
Боевики украинского батальона «Азов» под покровительством СБУ устроили в 2014 году в аэропорту Мариуполя тайную тюрьму, через которую могли пройти сотни и тысячи людей, многие из которых не выжили.
Новые доказательства существования тайной тюрьмы нашли журналисты агентства РИА Новости, которое публикует итоги расследования в трех частях.
В первой части представлены показания нескольких заключенных тайной тюрьмы. На них удалось выйти после нашумевшей пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» бывшего сотрудника СБУ Василия Прозорова от 25 марта 2019 года.
Прозоров тогда представил фотографии из тайной тюрьмы «Азова», где пытали людей, выбивали из них ценную информацию о ДНР и ЛНР и добивались признательных показаний. В случае успеха уже СБУ оформляла документы о якобы добровольном признании выявленных «сепаратистов».
Одним из свидетелей существования тюрьмы стала жительница Мариуполя Татьяна Ганжа. Она узнала в представленных Прозоровым фотографиях место своего заключения. По словам Татьяны, она провела в мариупольском аэропорту десять дней. Поводов для ее задержания у националистов было предостаточно. Женщина была членом компартии Украины, участвовала в митингах протеста в Мариуполе, в референдуме 11 мая в Донецкой области.
Ганжа рассказала, что оказалась в тюрьме «Азова» в октябре 2014 года. За время заключения она случайно многое услышала от сотрудников тюрьмы, что скорее роднит это учреждение с нацистскими лагерями смерти, нежели с заверениями киевских властей о торжестве свобод и демократии после так называемой «революции достоинства». Например, один из надзирателей, когда провожал Татьяну по коридору с камерами, в качестве угрозы сообщил, что на днях там «девочку забили насмерть».
Во время пыток женщине постоянно говорили, что она за несогласие говорить окажется во рве, куда скидывали тела погибших. «Насколько я поняла из их разговоров, там какой-то ров, засыпанный известью», — уточнила Татьяна, и добавила, что слышала о коллективной могиле на агробазе, где, по ее субъективной оценке (исходя из количества бесследно пропавших знакомых), людей хоронили сотнями.
Выйти на свободу Татьяне удалось по обмену между Украиной и ДНР 26 декабря 2014 года. Теперь она живет на территории ДНР. Ее дом в Мариуполе разграбили.
Другая узница тюрьмы Ольга Селецкая сообщила РИА Новости, что была задержана членами «Азова» 29 августа 2014 года в центре города. В тюрьме она провела всего сутки. Женщину пытали, а потом передали в руки СБУ, где оформили протокол, будто бы ее задержали 30 августа, сняв с автобуса в пригороде Мариуполя.
Селецкая заявила, что ей удалось пообщаться с другими пострадавшими. Она выяснила, что Азовцы называли заключенных «книгами». А само место содержания – «библиотекой». Все узники «библиотеки» были сильно избиты, и многие не выдерживали пыток. Одни сдавались и клеветали на себя, другие погибали.
В завершении первой части расследования говорится, что данные о существовании тайной тюрьмы косвенно подтверждает миссия ООН, которая зафиксировала, что за пять лет на юго-востоке Украины «зарегистрировано несколько сотен случаев произвольного задержания и/или содержания под стражей без связи с внешним миром». Однако ООН возлагает ответственность за произвол как на правительство Украины, так и на самопровозглашенные республики.
В следующей части расследования, агентство обещает представить в качестве доказательства документ из СБУ.