Замыкание, диверсия, внешнее воздействие: СМИ назвали версии ЧП в Баренцевом море
Работа комиссии по расследованию обстоятельств пожара на секретном глубоководном аппарате в Баренцевом море не стала тайной для журналистов.
Источники нескольких российских изданий утверждают, что знакомы с ходом расследования и поделились своими знаниями с широкой публикой.
РБК со ссылкой на несколько таких источников сообщил, что комиссия под руководством главкома ВМФ Николая Евменова рассматривает две основные версии. Первая – в электрическом щитке произошло короткое замыкание, которое привело к пожару, а вследствие пожара произошел взрыв, который привел к сильному распространению огня. По второй версии, имела место диверсия. Хотя такой сценарий считается маловероятным.
Другой собеседник РБК заявил, что могло быть также «внешнее воздействие». Например, аппарат мог столкнуться с каким-то объектом в море, что повлекло за собой попадание воды в аккумуляторную батарею. Источник отметил, что при намокании аккумулятора выделяется хлор, батарея перегревается, и «это приводит к взрыву».
Знакомый с работой подлодок эксперт добавил, что не исключает превышения концентрации кислорода в аккумуляторном отсеке в момент короткого замыкания. Теоретически, возникновение такой проблемы потенциально ведет к взрыву газа. «Зависит от того, стоят ли там системы электрохимической регенерации», — пояснил собеседник издания.
В Минобороны в ответ на запрос РБК прокомментировать предложенные гипотезы посоветовали дождаться официальных результатов расследования.
Ранее газета «КоммерсантЪ» также писала о коротком замыкании, как возможной причине ЧП.
Петербургское издание «Фонтанка» со ссылкой на источники сообщило о взрыве некоего экспериментального аккумулятора. Речь идет о литиевом аккумуляторе, якобы установленном на подлодку в 2012 году вместо стандартных свинцово-кислотных батарей. По версии собеседников «Фонтанки», взрыв аккумулятора произошел в тот момент, глубоководный аппарат стыковался с лодкой-носителем. Во время стыковки произошло замыкание, батарея вмиг разрядилась и сильно разогрелась. Произошел взрыв, или даже несколько, за которым последовало возгорание.
Данная версия отчасти объясняет, почему пожар оказался настолько серьезным, что 14 членам экипажа стоило жизни с ним справиться. Литиевые батареи крайне трудно потушить химическими системами и тем более водой. Такая батарея сама выделяет горючие вещества и кислород.
Издание отмечает, что взрыв на глубоководном аппарате почувствовали на лодке-носителе.
Напомним, министр обороны Сергей Шойгу ранее во время разговора с президентом Владимиром Путиным по поводу причин возгорания распространяться не стал. Он лишь констатировал, что пожар возник в аккумуляторной.
Комментарий
Экономист Никита Кричевский информацию о коротком замыкании раскритиковал и подчеркнул, что эту версию «исключил бы даже гражданский технарь». В замкнутых пространствах подводных лодок, по словам Кричевского, «не может появиться начиная с 70-х, технологии изменились».
«Остаётся либо внешнее воздействие, либо диверсия. Если же там было короткое замыкание, то это вообще туши свет», - резюмировал он.