Делягин: правительство сталкивает нефтяников с автомобилистами
Заморозка цен на российском внутреннем рынке топлива не может продолжаться слишком долго.
От этой практики придется отказаться в ближайшее время, что неминуемо приведет к скачку цен на заправках.
Демпфирующий механизм здесь вряд ли поможет, и в перспективе к 2024 году цены на бензин в России вырастут до европейского уровня, то есть до 110-120 рублей за литр. Такой прогноз в интервью REGNUM сделал доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов.
Отчасти, позиция Хестанова стала подтверждаться в реальности. 25 июня стало известно, что правительство не планирует во втором полугодии продлевать соглашение с нефтяниками об увеличенных поставках топлива на внутренний рынок.
Госдума со своей стороны планирует до конца августа принять закон о корректировке демпфирующего механизма, хотя в реальности он должен заработать с 1 июля, когда цены будут разморожены. Механизм, как ожидается, защитит финансовые интересы нефтяников, вынужденных продавать топливо в России себе в убыток.
Между тем, предпосылки для роста цен на бензин уже сложились. В мае 2019 года, по данным Росстата, оптовые цены на топливо подскочили на 17,5%. На АЗС цены пока растут не так быстро, однако первые тревожнее сигналы поступают из 58 регионов. В основном это Сибирь и Дальний Восток. Крупные сети АЗС пока готовы мириться с ножницами оптовых и розничных цен, но мелкие заправки уже работают на грани банкротства.
По мнению экономиста Михаила Делягина, потенциал роста цен на топливо заложен главным образом налоговым манёвром, суть которого в обнулении экспортных пошлин на нефть и повышении налога на добычу полезных ископаемых.
В беседе с журналистами издания TRUD.RU Делягин подчеркнул, что российское правительство «умудрилось сделать невозможное»: обеспечить высокие цены на бензин внутри страны и убытки для нефтеперерабатывающей промышленности.
«Такими темпами можно дойти до 200 рублей за литр», - предупредил Делягин.