Перепутали опт и розницу: в правительстве пояснили данные Росстата о росте цен на бензин
Данные Росстата о росте цен на бензин в мае на 17,5% отражают ситуацию в оптовом, биржевом сегменте. В рознице ситуация совсем другая.
Розничные цены с начала года выросли значительно меньше, в среднем на 2,3% (данные ЦДУ ТЭК), что укладывается в параметры соглашения с нефтяниками.
Об этом заявили в правительстве, комментируя шокирующие цифры, представленные 18 июня Росстатом. Кабмин обратил внимание, что статистика Росстата говорит о «ценах производителей», то есть оптовых ценах. Действительно, с 31 декабря 2018 года оптовые цены подскочили на 17 процентных пунктов. «При этом биржевая цена сейчас на 7 п. п. ниже цены на 17 июня 2018 года», - пояснили в кабмине (цитирует ТАСС).
В Минэнерго со своей стороны заверили, что нынешние цены соответствуют тем, что предусмотрены в договоренностях правительства с нефтяниками от ноября 2018 года.
Ранее в федеральной службе государственной статистики сообщили, что помимо скачка оптовых цен на бензин, за отчетный период выросли цены на стабильный газовый конденсат на 18%, на сжиженный пропан и бутан — на 8,4%, нефтяной кокс — на 5%, дорожные нефтяные битумы — на 4,5%.
Комментарий
Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев в интервью «Известиям» рассказал, что крупнейшие нефтекомпании России выполняют в полом объеме взятые на себя обязательства по поставкам топлива на внутренний рынок.
Он отметил, что в последние месяцы объем поставок впервые превысил существующий спрос. За первые пять месяцев 2019 года производство бензина выросло на 4,1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Скачок цен в регионах Танкаев объяснил несколькими причинами. Во-первых, в последнее время резко «сократились объемы реализации суррогатного и контрафактного топлива». По словам эксперта, это привело к дефициту топлива на независимых АЗС.
Танкаев подчеркнул, что в основном такие АЗС покупают бензин у посредников с большими накрутками, а потому стараются повышением цен обеспечить маржу.
На Дальнем Востоке бензин дорожает из-за дефицита производственных мощностей НПЗ. Регион ежегодно требует 3 млн тонн топлива, а производит всего 1,5 млн. Бензин приходится завозить транспортом из других регионов. Соответственно, увеличивается его стоимость.
Танкаев возложил надежды на решение данной проблемы Дальнего Востока на Восточную нефтехимическую компанию, проект раскрутки которой, к сожалению сейчас заморозился ввиду увеличения налоговой нагрузки.
«Попытки властей стабилизировать цены на АЗС привели к тому, что налогообложение нефтепереработки стало еще более запутанным и нестабильным, а отрасль стала убыточной», — заключил эксперт.