Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

Хаос и паника. Как мусорная реформа обернулась «стихийным бедствием»

Полгода с момента начала мусорной реформы, в регионах России творится настоящий хаос. Систему обращения с ТКО до сих пор не удалось выстроить, а каждый регоператор и регион занимаются мусором в меру своих сил (в основном финансовых) и разумения.

Во вторник генпрокурор Юрий Чайка заявил, что в половине регионов Центральной и Западной России регоператоры не справляются со своими обязанностями. При этом деньги с людей собирают исправно, а в ряде случаев тарифы вызывают массу вопросов. Нарушения в процессе взимания платы прокуратура выявила в каждом третьем регионе в составе ЦФО, СЗФО, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.

По совам Чайки, у многих операторов, работающих в регионах, нет нужных документов, чтобы осуществлять свою деятельность в полном соответствии с законом. Это касается «Волгоградской, Смоленской, Тульской и других областей» (цитирует РИА Новости).

Генпрокурор добавил, что во многих регионах мусор убирается несвоевременно, отходы бесконтрольно накапливаются, создавая угрозу экологической катастрофы.

Первый заместитель генпрокурора Александр Буксман сравнил сложившуюся ситуацию «со стихийным бедствием», и выразил обеспокоенность в связи с падением уровня «экологической безопасности России» (цитата по ТАСС). В подкрепление своих слов Буксман привел следующие цифры: в 2018 году на территории России образовалось 766 млн тонн отходов, из них утилизировано только 190 млн тонн, обработано – 12 млн, обезврежено – 8 млн.

Регоператоры решили работать «в тени»

Сегодня же председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов на совещании при генпрокуроре пожаловался на отсутствие в открытом доступе соглашений, подписываемых между операторами и региональными властями. В настоящее время активно ведется работа по анализу соглашений на предмет их соответствия нормативам. Как выяснилось в ходе проверок, в половине случаев, подписанные соглашения отсутствуют в открытом доступе, и ознакомиться с ними нельзя.

Бурматов напомнил, что документы должны быть достоянием общественности, так как они являются результатом конкурсных отборов. Он предположил, что попытки скрыть существующие договоренности регионов с операторами могут свидетельствовать о наличии вопиющих нарушений. Например, во многих изученных к настоящему моменту соглашениях отсутствуют упоминания об обязанностях регоператора организовать раздельное накопление ТКО. В целом, по словам Бурматова, в определении обязательств регоператоров по обращению с ТКО единый подход пока не прослеживается.

Полная версия