В Москве сегодня состоялась встреча ряда афганских политиков, в том числе бывшего президента Хамида Карзая, представителей запрещенного в России движения Талибан с главой МИД РФ Сергеем Лавровым.
Мероприятие проведено по случаю 100-летия установления дипломатических отношений между Россией и Афганистаном.
В ходе разговора Лавров призвал присутствующих к диалогу с целью мирного урегулирования в Афганистане.
Блогер, обозреватель Анатолий Несмиян усмотрел в этом событии первые подвижки к легализации Талибана. Движение, по мнению эксперта, близко к тому, чтобы «если не юридически, то фактически получить статус освободительного движения», то есть, субъекта переговорного процесса.
Несмиян напомнил, что в XX веке сложилась практика выделять в подобного рода движениях «политическое крыло» умеренных, с которым можно разговаривать. Важным фактором здесь является массовость движения, которая вынуждает мировое сообщество искать варианты идти на контакт. В случае с Талибаном искать умеренных странно, так как тут имеет место жесткая иерархия, и все члены придерживаются «одной и той же линии на построение в Афганистане клерикального государства». Фактически, речь идет о воссоздании Исламского эмирата Афганистан.
В числе главных требований талибов – вывод всех иностранных войск из страны. При таком развитии событий, правительство в Кабуле просуществует недолго. Однако сейчас основной проблемой Талибана становится не Кабул, а узбеки и таджики. «Во времена Исламского эмирата талибам так и не удалось взять под контроль территории проживания этнических узбеков и таджиков», - пояснил эксперт.
Другой проблемой стало влияние ИГ (запрещенная в России организация). Вербовщики ИГ делают акцент на привлечении в свои ряды социально неустроенных жителей страны. Эта сила потенциально может противостать пуштунам, придерживающимся идеологии Талибана, так как в афганском обществе назрел запрос на перераспределение благ.
«Сейчас позиции ИГИЛ в Афганистане не слишком сильны, но талибы, придя к власти, будут устанавливать новый порядок привычными силовыми методами, что неизбежно создаст недовольных», - отметил Несмиян.
Идею создать союз Талибана и Кабула он расценил как попытку предупредить появление в стране третьей силы, которая потенциально может конкурировать с основными группами. Интерес Москвы здесь выглядит как выбор меньшего зла.
Мир в Афганистане пока даже не просматривается, а потому игра будет долгой.