Школьную литературу избавят от возрастной маркировки
Произведения русских и советских классиков, изучаемые в школе, могут освободить от возрастной маркировки.
Соответствующий законопроект предложил Комитет Госдумы по культуре во главе с его председателем Еленой Ямпольской. Инициативу поддержал Координационный совет по законотворческой деятельности «Единой России».
Законопроект предлагает поправки в несколько федеральных законов. Среди них закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
По словам Ямпольской, главная задача законопроекта – исправить сложившуюся абсурдную ситуацию в сфере культуры, когда по закону детям нельзя читать литературу из школьной программы. Например, возрастную маркировку «18+» получили сборники стихов Маяковского, Есенина Бродского, произведения Шолохова, Куприна.
В пояснительной записке к закону говорится, что, ограждая детей от некоторых литературных произведений, государство ничего не может сделать с общедоступным телевидением, где в прайм-тайм часто показывают передачи о личной жизни, скандалы. Доступ к просмотру таких передач ограничивается сознательностью родителей.
Авторы инициативы подчеркнули, что правительство следует наделить полномочиями оценивать правомерность возрастной маркировки тех или иных произведений культуры, на основе их художественной, исторической и культурной ценности. Если произведение классика включено в школьную программу, это достаточно говорит о его культурной ценности, даже если в тексте есть пикантные моменты.
Как отмечает «Парламентская газета» деятели культуры инициативу депутатов всецело поддержали. Ямпольская рассказала, что педагоги, чиновники, кинопрокатчики, работники библиотек и музеев попросили скорее принять законопроект во избавление общества от абсурда.
Ямпольская добавила, что сама по себе идея постоянно говорить детям, школьникам «Не читай, не смотри, ты до этого не дорос!», ущемляет возможности подрастающего поколения развиваться с опережением. Современный мир требует, чтобы человек как можно раньше начал расширять круг своих компетенций, а лишние запреты отбивают всякое желание детей развиваться с опережением. Кроме того, классическая литература – это кладезь самых разнообразных переживаний, эмоций, сталкиваться с которыми на страницах книг очень полезно. А если подросток «отрезан от этого опыта, то всякая обида, непонимание будут восприниматься как уникальные». «Отсюда — и неадекватные острые реакции», - пояснила Ямпольская.