Внутренний туризм обходится россиянам в десять раз дороже, чем среднему канадцу
В России в последние годы укрепилось мнение, что куда дешевле и комфортнее во время отпуска слетать в Турцию или Таиланд, чем путешествовать по родной стране.
Российский туристический сектор развит слабо и неравномерно, не всегда может предложить клиентам качественные услуги по доступной цене.
О том, как исправить ситуацию, 22 мая обсуждали на II Столыпинском форуме в рамках тематической секции «Индустрия гостеприимства», которая включает в себя обсуждение туристической отрасли в целом, развития ресторанов, санаторно-гостиничных комплексов и так далее.
На мероприятии рассматривались предложения «Дорожной карты» по развитию несырьевого сектора экономики, подготовленной Институтом экономики роста им. П.А.Столыпина.
В «Дорожной карте» было заявлено, что производительность труда в российской туристической отрасли составляет 269,2 тысяч рублей в год. В Германии аналогичный показатель составляет в переводе на рубли 2 млн. рублей, во Франции - 3,3 млн.
Одним из главных сдерживающих развитие туротрасли факторов была названа высокая стоимость туристических продуктов для граждан России.
Если брать средние показатели, то одна туристическая поездка по стране обходится россиянину в 45,8 тысяч рублей. Это 9,8% от среднегодового дохода по стране.
Например, в Турции местные жители могут отдохнуть всего за 3,6 % от годового дохода, в Германии - 2,2 %, в Канаде - 1 %. Такие показатели закономерно влекут за собой следующие цифры: россиянин в среднем в год путешествует 0,15 раз, житель Германии – в пять раз больше, Канады – в 9 раз, Франции – 11 раз.
Что делать?
В представленной на форуме «Дорожной карте» предлагается ряд мер, которые позволят к 2024 году более чем в два раза увеличить средне число туристических поездок россиян – с 0,15 до 0,36. К 2037 году это показатель планируется поднять в 9 раз - до 1,34.
В числе первоочередных задач при достижении заявленных показателей, необходимо в несколько раз удешевить отдых в России. Это можно сделать путем развития эно-гастротуризма, спортивного туризма, социального и прочих видов туризма, потенциал которых в значительной степени не реализован.
Если же удастся привлечь на внутренний рынок туризма граждан, которые сейчас предпочитают отдыхать за рубежом, объем оборота денежных средств в российской туротрасли к 2024 году можно увеличить с $38 до $45 млрд и до $57 млрд к 2037 году.
Достичь этого планируется за счет снижения регуляторной и налоговой нагрузки, повышения доступа к кредитным ресурсам, стимулирования спроса, масштабного запуска программ государственно-частного партнерства.
Развивать по кластерному принципу предлагается не только уже существующие курортные зоны РФ, но и другие перспективные территории. В их числе указаны: «Золотое Кольцо», «Белокуриха» (Алтай), Байкал, кластер здоровья для людей пенсионного возраста в Кабардино-Балкарии, Карелия, Камчатка, Плато Плуторан (Красноярский край).
Подводя итог сказанному, модератор секции, председатель совета директоров ПАО «Абрау-Дюрсо» Павел Титов заявил: «Потенциал внутреннего туризма России используется не более чем на 10%. А между тем туристический сектор обладает самым большим мультипликативным эффектом по влиянию на приток инвестиций во всю экономику».