Магазины в России стали не нужны – ходить некому
Строительство новых торговых центров и магазинов в России переживает не лучшие времена.
Согласно статистике, в прошлом году ввод в эксплуатацию новых торговых площадей в стране оказался минимальным за последние 15 лет. Такие данные представила исследовательская компания «Cushman & Wakefield».
В 2018 году в общей сложности в России ввели 483 тысячи кв. м новых торговых площадей. Из них 435 кв. м – в формате торговых центров.
По мнению экспертов, отчасти замедление темпов роста в этой сфере связано с достаточно высокой развитостью рынка, однако главным фактором называют снижение покупательной способности населения.
Замруководителя департамента исследований и аналитики «Cushman & Wakefield» Татьяна Дивина отметила, что в последние десять лет российский рынок торговых площадей заметно вырос и стал очень конкурентным. Выживают на нем только крупные игроки, способные предложить клиентам существенные скидки. Высокая конкуренция в сочетании с не очень благоприятным инвестиционным климатом делают свое дело. Так, недавно с рынка ушли австрийская компания «Immofinanz» и немецкий «Heitman». Финская «Stockman» тоже распродала свои российские активы.
Вышеуказанное может создать иллюзию, будто рынок торговых площадей в России уже развит до предела и давно поделен. Но это не так. По словам руководителя направления аналитики торговой и складской недвижимости компании «JLL» Оксаны Копыловой, насыщенность торговыми площадками в РФ в сравнении с европейскими показателями оставляет желать лучшего. В развитых странах ЕС средний показатель торговых площадей в городах с населением свыше миллиона человек составляет около 387 кв. м на 1 тысячу жителей. Например, в Перми на тысячу человек приходится только 135 кв. м, в Омске - 273 кв. м, в Новосибирске - 283 кв. м.
Копылова добавила, что по-хорошему в России «можно было строить больше торговых площадей» (цитирует издание «Аврора»).
У россиян нет денег на походы в ТЦ
Партнер компании «Вальтер Констракшн» Вадим Тедеев назвал основной причиной снижения ввода в эксплуатацию торговых площадей обнищание россиян. Он напомнил, что по данным Росстата, реально располагаемые доходы граждан падаю шестой год подряд.
Читайте также
Статистическая служба отчитывается о росте ВВП и снижении безработицы, но реальную обстановку эти показатели практически не отражают. Кроме того, повышение НДС тоже негативно сказывается на покупательной способности населения, которое просто стало меньше покупать подорожавшие товары.
В таких условиях арендаторы торговых площадей чувствуют себя менее уверенно, стараются добиться для себя больших скидок на оплату площадей и ужимаются в пространстве, резюмировал Тедеев.
Пока что, экономическая обстановка в стране не позволяет развиваться рынку продаж и рисует не слишком радужные надежды, заключил он.