Контакт с реальностью потерян. Примет ли Россия закон Клишаса?
Государственная Дума РФ в четверг в третьем, заключительном чтении, приняла законопроекты сенатора Андрея Клишаса о блокировке в интернете материалов, оскорбляющих общество, государственные символы и институты власти, а также о наказании за распространение фейковых новостей.
Вероятность того, что законопроекты, миновав Госдуму, будут «зарублены» в Совфеде, близка к нулю. Подпишет ли президент этот закон – другой вопрос. Как бы то ни было, в случае вступления закона в силу, Россию ждет очередная волна административных дел, а значит рост социальной напряженности, полагает автор Telegram-канала «Мейстер».
На этапе обсуждения внесенного в Думу законопроекта, реакция на него со стороны общества была довольно резкая. В Госдуме в ответ на недовольство стали вести разъяснительную работу в духе «перегибов удастся избежать». В качестве аргумента говорилось том, что обращаться в Роскомнадзор с целью заблокировать в соответствии с законом ту или иную информацию смогут только прокурор и его замы. По пустякам прокуратура не работает, а значить рядовых пользователей и блогеров по всяким глупостям беспокоить не станут.
Такие заверения не сняли озабоченности руководителей СМИ и интернет-порталов, предоставляющих трибуну оппозиционным деятелям. «Оскорблением власти тут при желании можно посчитать каждое третье слово», - отметил «Мейтер». Под закон о фейках могут попасть вообще любые СМИ, опрометчиво погнавшиеся за экстренными новостями (от фактической ошибки до фейка тут один шаг).
Прокуратуре прибавится работы
Законодательная система в России устроена так, что раз есть новый закон, то он должен работать. Генпрокуратура будет отчитываться о правоприменительной практике. Неизбежно потребуются возбужденные дела, судебные решения. Дальнейшее развитие событий нетрудно предсказать. Так было в случае с резонансной 282 статьей, по которой в стране стали вдруг находить сотни и тысячи экстремистов. С 2011 по 2017 годы Россию захлестнул «девятый вал экстремизма», хотя в реальности ничего подобного не было. Обычных «юзеров стали сажать за всякую ерунду». В итоге статью декриминализовали, а на уровне президента прозвучал призыв не скатываться в маразм. Выход нашли, но «осадочек остался».
Потерянная реальность
Как пишет «Мейстер», интернет-пользователи уже успели найти способ обхода еще не вступившего в силу закона. Они предлагают по резонансным темам, которые потенциально могут породить преследование по закону Клишаса, создавать такие материалы, куда «можно поместить видео, аудио, и текстовый контент».
Подобные материалы «автоматически исчезают с серверов спустя сутки». «Возможно стоило бы делегировать подобных находчивых юзеров на круглый стол в Госдуму, чтобы ряд законотворцев в общении с ними нащупали утраченный контакт с реальностью», - заключил «Мейстер».
Конструктив от Гудкова
Политик Дмитрий Гудков, ранее предложивший Клишасу обсудить его закон в дебатах один на один, тоже прокомментировал принятие документа в третьем чтении. В своем блоге в Telegram Гудков обвинил своего оппонента в незнании русского языка. В пример он привел следующий отрывок текста (документ к третьему чтению) законопроекта: «Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации…».
«Мне все-таки очень жаль, что сенатор Клишас не пошел со мной на дебаты. Так мы заранее смогли бы узнать, что он просто не владеет русским языком. Итак. Значит, «информация, выражающая в неприличной форме». Выражающая что? А ничего – просто выражающая, говорят нам авторы», - прокомментировал текст Гудков, явно запутавшись в сложносочиненном предложении.