Кричевский: под байки о дорогом керосине из «Аэрофлота» увели $1 млрд
Аэрофлот опубликовал финансовый отчет за 2018 год.
В пресс-релизе компании говорится, что в прошлом году чистая прибыль по МСФО сократилась по сравнению с 2017 годом на 75% - с 23,06 млрд до 5,7 млрд рублей. Выручка авиаперевозчика увеличилась на 14,8% до 611,6 млрд рублей. Показатель EBITDA снизился на 40% до 33,6 млрд. Пассажиропоток вырос на 11,1% - до 55,71 млн человек.
В числе причин сокращения чистой прибыли в отчете названы резкий рост цен на керосин и девальвация рубля. Стоимость топлива в группе подскочила на 36%, что привело к дополнительным расходам в 48 млрд рублей. В процентном отношении в сравнении с прошлым годом расходы на топливо увеличились на 48,2%. Общие операционные расходы подскочили на 20,2% (591,9 млрд рублей). В отчете «Аэрофлота» также говорится, что общий долг группы к концу 2018 года снизился на 6,8% в сравнении с показателем 2017 года.
Отчет авиакомпании булл опубликован 4 марта. Как сообщает ТАСС, на следующий день акции госкомпании на Мосбирже упали на 3%.
Мнение эксперта
Экономист Никита Кричевский в своем Facebook проанализировал данные отчета «Аэрофлота» и пришел к выводу, что они не вполне объясняют провал выручки авиакомпании в 4 раза.
Он заявил, что ссылка на девальвацию рубля не состоятельна. Девальвация национальной валюты в прошлом году составила 17%. В качестве аргумента экономист привел курс по отношению к доллару в 12-м месяце 2017 года и 2018 года - 57,6 руб/$1 против 69,47 руб/$1 соответственно. Здесь важно отметить, что за рубежом билеты на рейсы авиакомпании покупаются не за рубли, пишет Кричевский.
По поводу подорожания керосина, Кричевский отметил, что затраты компании на топливо «составляют всего лишь четверть от всех расходов». Кроме того, в среднем по стране керосин подорожал всего на 30%. «Однако выручка за период выросла почти на 15% или на 79 млрд рублей, но она, конечно же, не покрывает затрат», - сделал вывод экономист.
Далее он обратил внимание на другую статью расходов - операционная аренда, которая выросла на 35%. Кричевский отметил, что в определенных кругах «Аэрофлот» прозвали «Бермудофлотом», потому как «львиная доля самолетов (якобы) зарегистрирована на Бермудах, естественно, в подконтрольных офшорных фирмешках».
Выходит, что «Аэрофлот» платит за самолеты сам себе, нещадно завышая цены, резюмировал экономист. Даже если принимать во внимание девальвацию в 17%, то «остаются еще 18 процентных пунктов. «Они-то откуда взялись?», - задался вопросом Кричевский. Подытоживая свои подсчеты по этой статье, он сделал вывод: «Через этот канал было выведено больше $350 млн».
Третьей статьей расходов, показавшей наибольший рост, стало обслуживание судов (+25%). Кричевский подчеркнул, что ремонт судов производится как в России, так и за границей. Было бы странно предположить, что подрядчики задрали цены на ремонт в четверть. Гипотеза о росте тарифов собственного обслуживающего персонала также не принимается. «Зарплата не выросла ни на грош, в итоге $150 млн – как корова языком»,поделился наблюдением Кричевский.
Стоимость обслуживания воздушных судов и пассажиров в 2018 году выросла на 13%. Это почти $190 млн. Однако, по оценке Кричевского, на качестве салонов, питания и сервиса в аэропортах увеличение расходов не сказалось.
В заключение своего анализа эксперт отметил, что по итогам года чистый долг «Аэрофлота» вырос на 35%. В абсолютных цифрах это почти $300 млн. За счет чего это произошло, непонятно.
«Беглого взгляда на отчетность авиакомпании достаточно, чтобы понять «за счет каких статей ушлый менеджмент в прошлом году вывел из компании $1 млрд, простодушно объяснив махинации девальвацией и ростом цен на топливо», - написал Кричевский.