В воскресенье министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в интервью кувейтскому информагентству KUNA заявил о полном уничтожении ИГИЛ в Сирии, как организации, претендующей на квазигосударственность, однако говорить об окончательной победе над терроризмом пока рано. Это дежурное заявление предназначено для Ирана, который стал подумывать о зачистке от террористов Идлиба.
Такое самоуправство может не понравиться Турции и Израилю, поэтому Лавров решил остудить пыл иранских коллег.
Такого мнения придерживается обозреватель Анатолий Несмиян. В своем блоге он пишет, что Дамаск и Тегеран в последнее время недовольны «тайными договоренностями за спиной» между Россией и Турцией, которые не позволяют проводить карательную операцию в Идлибе. С одной стороны, Иран готов к проведению такой операции. Но с другой, это может быть сопряжено с противодействием не только Турции и России, но и западной коалиции вместе с Израилем.
Турция придерживается позиции, согласно которой ни войска Асада, ни России не должны выйти к турецко-сирийской границе. Турция готова жестко, с применением военной силы, отстаивать свой интерес иметь буферные зоны в Сирии. Для Анкары заявления, подобные тем, что были сделаны Нетаньяху во время последней поездки в Москву, очень болезненны. Напомним, Израиль и Россия тогда договорились об объединении усилий по освобождению территории Сирии от всех иностранных войск. Правда, здесь речь скорее шла о выдавливании именно иранских вооруженных формирований, которые беспокоят Израиль и теоретически могут спровоцировать столкновение российских и турецких войск, уверен Несмиян.
Коалиция тоже смотрит без воодушевления на планы Асада и Ирана провести операцию в Идлибе. Осенью 2018 года она дала ясно понять, что в случае эскалации в Идлибе нанесет удар по войскам Асада.
Упоминание Лавровым Идлиба является сигналам Кремля о неприемлемости принимать односторонние решения об операции в Идлибе. Кремль просто решил присматривать за излишне ретивым союзником – Ираном, который сговорился с Башаром Асадом.
Российские силы будут еще долго оставаться в Сирии, несмотря на заявления о разгроме ИГ. Но «обеспечивать территориальную целостность Сирии в существующих обстоятельствах - это идти на военный конфликт как с Турцией», подчеркнул Несмиян. Он добавил, что вероятность конфликта с коалицией Запада также существует.
«Так ли нам важен Асад, чтобы рисковать из-за него полноценным конфликтом сильным противником?», - задался вопросом обозреватель.
ИГ (ИГИЛ) – террористическая организация, запрещенная на территории России