История Засулич ничему не научила: два взгляда на дело журналистки Прокопьевой
В среду вечером в Пскове следователи допросили в рамках уголовного дела об оправдании терроризма журналистку Светлану Прокопьеву, которая ранее написала сомнительную статью о причинах теракта в отделении ФСБ в Архангельске.
Основной посыл Прокопьевой заключается в том, что это якобы государство виновато в том, что молодые люди радикализируются. Сочувствующие такой позиции журналисты и политологи дело в отношении Прокопьевой, ожидаемо, раскритиковали. Например, в эфире радиостанции Глеб Павловский в ответ на сообщение о задержании Прокопьевой выразил уверенность, что ФСБ наделили слишком широкими полномочиями, часть которых нужно бы «передавать в следственные органы».
«Просто ведет к тому, что они (сотрудники ФСБ) начинаются портиться. Самый яркий и самый очевидный пример порчи, думаю, это применение пыток. Потому что нет никакой необходимости применять пытки вместо того, чтобы просто расследовать», - сказал Павловский.
Он добавил, что люди, которые применяют пытки, окончательно потеряли доверие в глазах общественности.
Блогер, обозреватель Анатолий Несмиян в своем Facebook также выразил недовольство в связи с проблемами Прокопьевой. Он отметил, что декриминализация статьи 282 УК РФ (по которой подозреваемым грозили сроки за лайки и репосты), является своеобразной победой ФСБ над МВД в том плане, что «ФСБ получила преимущество в возможности возбуждения уголовных дел по политическим статьям».
Далее Несмиян подчеркнул, что «терроризм – это социальная болезнь, следствие катастрофы в социальной политике». В продолжение этой мысли он указал на институт, ответственный за социальную политику и довел логическую цепочку до конца, добравшись до «первопричины».
Несмиян пишет: «Возбуждение уголовных дел в отношении людей, говорящих об ответственности государства (…) это попытка разбить зеркало, показывающее уродство смотрящего в него».
Он заключил, что возбуждать дела по статье, вменяемой журналистке, следовало бы в отношении «пропагандистов», оправдывающих бесконечные промахи, которые ведут к фатальному ухудшению условий жизни населения.
Урок истории
Комментируя ситуацию вокруг удаленной статьи Прокопьевой, автор Telegram-канала «Мейстер» напомнил об истории полуторавековой давности, когда в марте 1878 года адвокат Веры Засулич Петр Александров, выступил перед судом и смог убедить присяжных в невиновности подзащитной. Покушение Засулич на Трепова Алксандров представил как ответ на телесное наказание осужденного по политическому «процессу 21-го» о демонстрации с красным флагом в Петербурге «студента Боголюбова». Значительно позже выяснилось, что «Боголюбов» на самом деле был профессиональным революционером Емельяновым.
Защитная речь Александрова является примером ораторского искусства и важной вехой в истории судебной практики. Впоследствии террорист Степняк-Кравчинский сформулировал эту линию защиты в виде афоризма: «Террор - ужасная вещь. Есть только одна вещь хуже террора - это безропотно сносить насилия».
На протяжении следующих сорока лет, вплоть до 1917 года «интеллигенция этим заветом и руководствовалась, осуждая правительство и сочувствуя террористам». А когда к власти пришли большевики, многим интеллигентам пришлось не сладко, напомнил «Мейстер», и «мало кто из либеральных журналистов или присяжных поверенных 1916 года умер в своем доме от старости».
История никого ничему не учит, заключил он.