Москва станет первым регионом, принявшим во внимание рекомендации СПЧ по ограничению загрязнения атмосферы выхлопными газами.
В октябре 2018 года СПЧ составил целый список мер по снижению негативного воздействия на экологию. Помимо усиленного контроля за вредными выбросами предприятий, мусоросжигательных заводов и свалок отходов СПЧ предложил обратить внимание на проблему транспорта в крупных городах.
В частности, правительству Москвы было рекомендовано «определить местоположение зон, требующих закрытия для въезда транспорта низкого экологического класса», а все автомобили поделить на категории с указанием распространяющихся на них ограничений. Как пишет Коммерсант, документ СПЧ был направлен в Минприроды, Госдуму и столичную мэрию. Он также попал на стол президента, который в декабре 2018 года поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву и мэру Москвы Сергею Собянину детально рассмотреть предложенные СПЧ меры.
23 января вице-премьер Максим Акимов обратился к правительствам Москвы и Санкт-Петербурга с поручением совместно с Минтрансом, МВД и Минприроды разработать дорожную карту по введению зон ограничений для транспорта. Эту информациию Коммерсанту подтвердила представитель Акимова Алия Самигуллина.
Столичный градоначальник Сергей Собянин уже публично объявил о намерениях воспользоваться рекомендациями СПЧ и назначил ответственным за проработку соответствующих мер вице-мэра Максима Ликсутова.
Какие конкретно зоны могут быть ограничены для въезда, пока не сообщается. Зато в «Гринпис России» уверены, что такими зонами должны стать все районы Москвы с плотной застройкой. Об этом заявил эксперт организации Василий Яблоков. Он добавил, что исходя из «социальной справедливости», исключений быть не должно. По словам Яблокова, если под запрет въезжать в Москву попадут автомобили с двигателями классов «Евро-3», «Евро-2», «Евро-1» и «Евро-0», к 2030 году уровень загрязнения воздуха в столице снизится на 22–27%.
Как ожидается, контролировать въезд в Москву неэкологичного транспорта будут камеры видеофиксации, завязанные на специально созданную базу автомобилей.
Единственной проблемой здесь станет невозможность отслеживать старые авто (до 2011 года), так как в то время в СТС не вносились сведения об экологическом классе. Но неопределенность в этом вопросе будет разрешена после 2021 года, когда автомобилям с неопределенным классом выхлопа будет запрещено проезжать под дорожный знак, ограничивающий передвижение авто с низким экологическим классом. Такие знаки уже появились в ПДД и устанавливаются на усмотрение региональных властей в соответствии с законом «Об охране атмосферного воздуха».
С июля 2021 года проезд под такой знак будет караться штрафом в 500 рублей.