Бизнес на болезни: как в горбольницах зарабатывают на закупках медикаментов
С началом проведения медицинской реформы началась оптимизация штатов врачей и сокращение количества региональных больниц, которые стали объединять в крупные многопрофильные медцентры. Городские больницы, которые пока сумели выжить в условиях реформы вынуждены постепенно прибегать к оказанию платных услуг.
В конце 2018 года профсоюз медицинских работников, сотрудничающий с Фондом борьбы с коррупцией Алексея Навального провел несколько рейдов по горбольницам, в ходе которых выяснилось, что помимо навязывания платных услуг в медучреждениях часто создают искусственный дефицит лекарств, чтобы заставить пациентов за деньги покупать препараты, полагающиеся им бесплатно в рамках ОМС.
На сегодняшний день государственные больницы и поликлиники самостоятельно занимаются закупками медицинских препаратов, решают, что и в каких количествах им нужно, затем составляют заявки и подают их на аукционы.
Нередко случается, что суммы в заявках на госзакупки год от года могут разниться в десятки миллионов рублей. Причем это может зависеть не сколько от количества представленных на закупку позиций, сколько от выбора поставщика «хотелок» главврача.
Интернет-издание Osnova.news приводит пример подобного расхождения в цифрах и сообщает о ситуации в РКБ Владикавказа. Корреспондент Алина Алиханова смогла пообщаться с бывшей заведующей больничной аптекой РКБ Лидией Джигкаевой. Женщина рассказала, что объемы поставляемых в аптеку лекарств странным образом зависят от главврача РКБ.
Например, в 2015 году, года городской больницей управлял временно исполняющий обязанности главного врача Асланбек Моргоев, закупки лекарств обошлись бюджету в 27 млн рублей. На следующий год, когда Моргоева сменил Анаталий Саламов, цена почти по идентичной заявке (в распоряжении издания есть скан заявки на госзакупки), где фигурируют ровно те же препараты, в незначительно различающихся количествах, стоимость вдруг упала до 6 млн рублей.
По словам Джигкаевой, РКБ также закупает лекарства в объемах, в 50 раз превышающих потребности. В результате, больница вынуждена списывать просроченные лекарства на миллионы рублей и выделять дополнительные средства на их утилизацию. В год на утилизацию уходит еще около 200 тысяч рублей.
Несмотря на колоссальные траты, потребности пациентов обеспечивать не всегда удается. Что-то закупается сверх меры, а необходимое не закупается совсем. Так, в 2014 году «отделение гемодиализа осталось без медикаментов и расходных материалов из-за того, что новые контракты Моргоев вовремя не заключил», рассказала собеседница издания.
Были также случаи, когда больница неизвестно зачем закупала «сыворотки и вакцины, которые больница и так бесплатно получала по национальному календарю от министерства здравоохранения республики».
Джигкаева сообщила, что политика госзакупок РКБ уже приводила к скандалам и массовым жалобам пациентов, однако на уровне правоохранительных органов ничего не делается. Похоже, взять под контроль госзакупки в больницах нет никакой возможности, заключила она.