Москва
21 ноября ‘24
Четверг

Легализация незаконных мусорных полигонов «проскочила» второе чтение в Госдуме

Депутаты Государственной Думы во втором чтении единогласно проголосовали за поправки к законопроекту «О внесении изменений в статью 14 ФЗ «Об экологической экспертизе» и ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данные поправки ко второму чтению подготовил Комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды. Поправками фактически узаконивается возможность работы мусорных свалок без лицензирования, а требование о выборе единого регионального оператора по обращению с отходами с 1 января 2019 года признается необязательным.

Изначально льготные условия, позволяющие до 2023 года не исполнять положения так называемой «мусорной реформы» предлагалось распространить на наиболее проблемные города: Москва, Петербург и Севастополь. Однако оппозиция во время первого чтения потребовала справедливости и дополнить список – сначала северными регионами, а затем и на всю Россию.

Сегодня губительные поправки, которые грозят превратить всю страну в одну большую легализованную в обход Уголовного кодекса свалку, приняты без всяких возражений.

«За» проголосовали 348 парламентариев. Противников и воздержавшихся не оказалось. Не голосовали 102 депутата.

Продвигая комитетские поправки, его глава Владимир Бурматов на заседании заявил: «Ни о каком переносе реформы обращения с отходами не может быть и речи. Это четко озвучил министр природы Российской Федерации Дмитрий Кобылкин, выступая перед нами. Но мы должны застраховать наши регионы, причем застраховать не губернаторов, которые часто просто неэффективны, и это их, в том числе недоработка, а застраховать наших граждан».

Бурматов подчеркнул, что законопроект принимается исключительно в интересах регионов. Этим интересам якобы угрожают три момента: «Есть три тревоги. Первый - что делать, если региональный оператор до сих пор не выбран? Второй - а что региону делать, если региональный оператор выбран, но откажется от выполнения своих функций, или уйдёт с рынка, или обанкротится? Третий - а что, если в регионе такие расстояния и такая протяжённость, что "транспортное плечо", от которого на 60 процентов зависит тариф, составляет как в Магаданской области, например, 600 километров?».

На все три вопроса отвечает принятая норма о возможности региональных властей самостоятельно выбрать оператора без всяких конкурсов или выбрать нескольких операторов как сейчас, которые продолжат работать по старинке еще пять лет, а там кто знает.

Под соусом «борьбы с расстояниями» депутаты подвергли либерализации систему учета мусорных полигонов. К 2019 году многие полигоны «не успели пройти вот эти бюрократические процедуры с включением в реестр», сказал Бурматов. Под «бюрократическими процедурами» стоит понимать, что наверняка эти полигоны попросту являются нелегальными. Никаких документов, заключений от экологов и санитарных служб на руках у их владельцев нет. Времени на законное «попадание» реестр у мусорщиков было предостаточно. Ссылки в роде «нам снова ставят палки в колеса», мягко говоря, не вызывают доверия.

Теперь такие полигоны получат новую «лазейку». «Этот полигон должно одобрить Министерство природы РФ, санкционировать его использование. Он должен быть включен в территориальную схему. А у нас по закону в территориальную схему можно включить объекты только после публичных слушаний с гражданами. Поэтому мы застраховали наших людей и дали возможность использовать, в том числе действующие полигоны, не включенные в реестр», - сказал Бурматов.

Здесь стоит отметить, что процесс согласования с Минприроды отследить будет невозможно. Соответствующие документы в публичном доступе обычно не появляются. А как в России проходят публичные слушания, если властям очень надо то или иное решение, давно всем знакомо.

Полная версия