Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

Катар не ужился в ОПЕК с ОАЭ и саудитами

Власти Катара объявили о выходе из ОПЕК накануне очередного заседания организации, которое состоится в Вене 6 декабря.

С соответствующим заявлением выступил министр энергетики Катара Саад аль-Кааби. В ходе своей речи на пресс-конференции в Дохе он рассказал, что его страна покинет ОПЕК в январе 2019 года. В понедельник утром ОПЕК уведомили о планах Катара. Аль-Кааби уточнил, что Крешение о выходе из объединения стран-экспортеров нефти продиктовано амбициями страны в области добычи газа. Сейчас уровень добычи природного газа Катаром составляет 77 млн тонн (сжиженный газ). В будущем есть планы увеличить этот показатель до 110 млн тонн.

Аль-Кааби добавил, что Катар в настоящее время занимает неплохие позиции в стане экспортеров газа. В условиях растущей конкуренции для сохранения Status Quo стране потребуется «сконцентрировать усилия по ускоренному развитию отрасли». В рамках ОПЕК это сделать затруднительно.

Слова Саада аль-Кааби приведены на официальной странице в Twitter государственной нефтяной компании Катара Qatar Petroleum.

Напомним, в ОПЕК сейчас входят пятнадцать стран. В прошлом году доля Катара в добыче нефти странами-членами организации составила 1,85%.

Отмечается, что решение Катара о выходе из ОПЕК практически не повлияло на ситуацию на рынке нефти. Утром 3 декабря мировые цены на нефть слегка замедлили рост. В первые часы после известия о стремлении Катара уйти из ОПЕК цены на нефть упали в среднем на 16 центов. Однако ближе к 11:00 по мск вновь отыграли потерянное – с $62,16 за баррель до $62,32.

Как пишет агентство РБК со ссылкой на телеканал Al Jazeera, Аль-Кааби заверил, что выход из ОПЕК никак не связан с противоречиями Катара с Саудовской Аравией и ОАЭ. Дело в том, что Катар имеет большие планы по освоению нефтегазоносного бассейна Персидского залива. Бассейн находится на территории Катара, Бахрейна, Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака, Ирана, Омана, ОАЭ. Раздел общего пирога методом дренирования – вопрос поиска рынков сбыта. Таким рынком является Европа. По мнению экспертов, здесь первым будет тот, кто сможет оперативно отстроить газотранспортную систему в ЕС. Согласно одной из версий, война в Сирии – как раз следствие борьбы стран Персидского залива за право провести нитку газового потока через Сирию и Турцию в Восточную Европу. По неподтвержденным данным, ранее Сирия отказалась сотрудничать с Катаром в вопросе строительства газовой ветки через свою территорию в пользу иранских партнеров.

Катар на Ближнем Востоке отстаивает свои интересы опосредованно, через финансирование лояльных группировок. Летом 2017 года Катар был фактически взят в блокаду. Тогда о разрыве дипотношений с ним объявили Бахрейн, Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, Йемен, Ливия и Мальдивы. Позднее к «антикатарской коалиции» присоединились Мавритания и Коморские острова. Официальным поводом стали обвинения Катара в финансировании террористических группировок.

Мнение эксперта

Членство в ОПЕК для Катара не слишком принципиально из-за мизерных по отношению к экспортерам нефти объемов добычи. Колебания квоты Катара на добычу нефти в рамках договоренностей ОПЕК «слишком малы и составляют буквально несколько десятков тысяч баррелей в сутки». Об этом заявил блогер Анатолий Несмиян.

Тем не менее, для Катара с его нынешним жестким конфликтом с остальными аравийскими монархиями членство в ОПЕК становится обременительным, так как требует подчинения решениям, которые вырабатываются политическими противниками. Учитывая разногласия Катара с Саудовской Аравией и ОАЭ, можно с уверенностью говорить, что причиной выхода из ОПЕК стало именно это, заключил Несмиян.

Катар переориентируется на газ

Гендиректор Фонда энергетического развития Сергей Пикин полагает, что выход из ОПЕК – имиджевый ход.

«Страна хочет называться не нефтедобытчиком, а лидером по производству СПГ… Если бы у Катара была возможность создать организацию импортеров газа, он бы уже это сделал, но глобального рынка газа не существует», – пояснил Накануне.RU Пикин.

При этом, по мнению эксперта, Катар сможет по-прежнему работать вместе с картелем в рамках сделки ОПЕК+.

Полная версия