Правительство откупилось от нефтяников независимыми АЗС
Независимые АЗС бросили на растерзание нефтяникам в обмен на заморозку оптовых цен.
Российское правительство на этой неделе успешно заставило нефтяные компании начать поставлять на внутренний рынок дополнительные объемы нефтепродуктов. В условиях проводимого налогового маневра продажа бензина в России оборачивается для нефтяников серьезными убытками. По оценкам экспертов, после заморозки цен на уровне от 31 мая 2018 года с каждого литра проданного на территории России бензина компании теряют 4-5 рублей.
Казалось бы, решение правительства под угрозой введения заградительных пошлин на экспорт принудить крупнейшие нефтяные компании работать себе в убыток можно расценить как победу политической воли в интересах народа.
Однако, нефтяники оказались не в обиде. Им перепал жирный кусок внутреннего рынка в виде независимых АЗС. Как пишет портал «Новые Известия» со ссылкой на аналитика Вадима Жартуна, независимые сети АЗС правительство фактически отдает на растерзание крупных игроков.
Дело в том, что в июне 2018 года розничную цену топлива в АЗС зафиксировали. Ее привязали к официальному уровню инфляции, чем ограничили маржу независимых АЗС.
6 ноября издание РБК сообщило, что правительство решило исключить трейдеров из торгов топливом на бирже до весны 2019 года. Официально эта мера призвана ограничить спекулятивные сделки.
К 12 ноября ФАС, ЦБ и Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа должны представить правительству документ, где прописан запрет для трейдеров. Президент Независимого топливного союза Павел Баженов в беседе с РБК заявил, что такая мера «попросту убьет их бизнес» трейдеров. У них нет запаса порчности, чтобы продержаться до весны.
Пострадавшей стороной также станет независимая розница, которая сейчас получает оборотные средства в отсрочку со стороны независимого трейдинга, сказал Баженов.
Здесь Вадим Жартун отмечает, что урон от спекуляции для рынка минимален. Наценки трейдеров — сущие копейки, которые не идут ни в какое сравнение с грабительскими налогами правительства. Трейдеры занимаются «продажей бензина независимым АЗС мелкими партиями и с отсрочкой платежа».
С уходом трейдеров, мелким АЗС придется напрямую обращаться к крупным НПЗ, покупать большие партии, «да еще и втридорога». «Для многих небольших сетей это смерти подобно — те, кто не сможет найти альтернативных поставщиков и оборотных средств, будут вынуждены закрываться», - подчеркнул Жартун.
Закрывающиеся заправки начнут скупать. Огромное число АЗС поменяет хозяев. Рынок монополизируется, и «когда передел АЗС закончится, цены снова пойдут вверх», заключил эксперт.