На дорогах Москвы с 1 ноября должен был стартовать пилотный проект проверки наличия полисов ОСАГО у автомобилистов через камеры фото- и видеофиксации.
О нововведении говорили на протяжении последних нескольких лет. Начало реализации масштабного проекта, который в будущем распространится на всю Россию, откладывали несколько раз. Ранее сообщалось, что система начнет работать в тестовом режиме в Москве с 1 сентября. В Российском союзе автостраховщиков (РСА), который теперь будет действовать в тесном сотрудничестве с ГИБДД, тогда заявляли, что базы данных успешно синхронизированы, и все готово к старту проверок.
31 октября, за день до анонсированного начала проверок, директор по методологии и страхованию Российского союза автостраховщиков (РСА) Михаил Порватов в беседе с журналистами сообщил: «С 1 ноября ничего не будет». Он не смог уточнить, на какой срок перенесли запуск проекта. Порватов сослался на массу неожиданно появившихся недочетов. Снова появились сложности с «выгрузкой данных и совмещением баз». Также выяснилось, что юридически, система проверки совершенно не приспособлена к действующему законодательству.
«Письма счастья» станут приходить каждый день?
Сейчас штраф за эксплуатацию автомобиля без полиса ОСАГО составляет 800 рублей. В Госдуме предлагалось поднять эту сумму до 5 тысяч, однако депутаты все же отказались от этой идеи. В июне 2018 года в интервью ТАСС директор РСА Евгений Уфимцев заявил, что вначале с помощью камер будут лишь проверять наличие полисов. В случае отсутствия ОСАГО водителей станут извещать о необходимости продлить страховку. В СМИ ранее были сообщения, что уже замеченный в нарушении автомобилист будет проверяться повторно через 10 дней. Если за это время он не приобретет полис, то начнет получать штрафы.
Уфимцев в беседе с агентством отмечал, что было бы правильно штрафовать водителей «ежедневно и независимо от количества проездов под камерами». Он не стал пояснять свое предложение, но в сетях его поняли так: после того, как автомобилист «засветился» без полиса, ему каждый день станут приходить штрафы до тех пор, пока в базе данных РСА не появится информация о покупке им ОСАГО. Были также опасения, что водителя будут штрафовать столько раз, сколько он попадет в объектив камеры. Однако позже в ГИБДД пообещали, что штраф будет приходить не больше 1 раза в день.
Технические сложности
Несмотря на то, что в РСА заявляли о полной готовности к нововведению, уже на этапе подготовки к проекту появилась масса проблем. Например неясно, как смогут избежать наказания водители, которые, только что, оформив рукописный полис, выехали в Москву, но не успели попасть в базу данных.
Другой спорный момент – кому станут высылать штрафы. Сейчас штрафы за нарушения ПДД приходят собственникам автомобилей. Однако, если ТС управлял человек по доверенности (камеры пока не научились распознавать личность водителя), владельцу придется доказывать этот факт в суде.
Еще одной проблемой стали нестыковки с законодательством. Дело в том, что окончательное решение о штрафе принимают в МВД. Но по правилам, сотрудник полиции при обнаружении административного правонарушения должен привлечь нарушителя к ответственности. В то же время, новая система проверки ОСАГО предполагает лишь предупреждение за первое правонарушение.
Поправить статистику
По данным РСА, в России в настоящее время без полисов ездят до 4 млн автомобилистов. Волна отказа от полисов началась примерно в 2015 году. В 2017 году число штрафов за отсутствие полиса выросло на 40%. Во-первых, это объясняется подорожанием ОСАГО. Во-вторых, если водитель имел неосторожность по своей вине попасть в ДТП, он в течение нескольких лет будет платить по повышенному коэффициенту, а если таких ДТП получилось несколько, то стоимость ОСАГО на год может достигать сотни тысяч рублей и выше. Многих водителей такая стоимость ОСАГО толкает на прямой конфликт с системой, и они предпочитают заплатить штраф 1-2 раза в год, нежели отдавать под треть стоимости своего авто страховщикам.