Правовая коллизия оказалась «не по зубам» Конституционному суду Ингушетии
Конституционный суд Ингушении сегодня признал незаконным соглашение о разграничении с Чечней, подписанное главами республик 26 сентября.
Суд постановил отменить действие данного соглашения.
Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров позже заявил, что КС РИ взял на себя решение вопроса, который выходит за рамки его компетенции. Он подчеркнул, что КС РФ должен был для начала проверить компетентность КС республики по закону о границе между Ингушетией и Чечней. Евкуров добавил, что отменить подписанное соглашение нельзя, так как оно уже вступило в силу.
«Договоры между двумя субъектами, затрагивающие интересы обоих регионов, должны быть проверены только на соответствие Конституции России и исключительно Конституционным судом РФ», - цитирует Евкурова Интерфакс.
Напомним, КС Ингушетии в своем решении указал, что согласно Конституции республики территория муниципального образования не может быть изменена без учета мнения населения. Соглашением же изменены границы 3 районов и 10 поселений. Там не проводилось никаких референдумов или опросов. Это стало нарушением основного закона РИ.
Автор Telegram-канала «Мейстер» пишет, что решение КС РИ вызывает множество вопросов.
Во-первых, насколько законным было установление границ тех 13 муниципальных образований РИ в условиях, когда административная граница между ЧР и РИ еще не была проведена? Можно ли было проводить границу между муниципальными образованиями РИ и ЧР, когда еще не проведена граница между субъектами Федерации? Не превысил ли в этом случае ингушский законодатель свои полномочия?
По закону, решение КС субъекта федерации окончательны, не подлежат обжалованию и не обязательны к подтверждению должностными лицами. Однако в данном случае решение КС РИ касается вопроса не только одного субъекта.
Мнение юристов
Издание Regnum приводит комментарий адвоката Владимира Александрова, который отмечает, что региональный Конституционный суд должен проверять только региональное законодательство на соответствие местной конституции. Но он не уполномочен рассматривать вопросы, касающиеся взаимоотношений между субъектами. На лицо правовая коллизия, столкнувшись с которой КС республики обязан обратиться в КС Российской Федерации.
Читайте также
Адвокат Даниил Берман согласился с мнением коллеги и констатировал, что КС РИ превысил свои полномочия. Он также указал на противоречия в самом постановлении КС республики. Дело в том, что с одной стороны, КС признал соглашение не соответствующим местной конституции. Но далее в заключении говорится, что соглашение без его утверждения на референдуме «не порождает правовых последствий для органов государственной власти». Не ясно, каким образом соглашение может быть утверждено, если его уже признали неконституционным. С юридической точки зрения, текст постановления составлен безграмотно, подчеркнул Берман.
По поводу сегодняшнего постановления КС РИ есть и диаметрально противоположные мнения. Так, правозащитник и общественный деятель Магомед Муцольгов в беседе с «Росбалтом» не стал углубляться в дебри коллизии и уверенно заявил, что соглашение должно быть отменено, так как решения КС субъекта Федерации не подлежат обжалованию. Он добавил, что как раз в связи с этим, власти республики якобы пытались сорвать рассмотрение вопроса в суде, будучи уверенными в своей неправоте.