Москва
1 ноября ‘24
Пятница

Замороженные цены на бензин вновь прорывает. В чем причина?

Подскочившие до небес минувшей весной цены на бензин удалось сдержать на несколько месяцев. Уже осенью 2018 года аналитики предсказывают очередное подорожание топлива на 2-3 рубля.

Такой прогноз подтверждается ростом оптовых цен на бирже. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, в первые три недели октября, оптовые цены на 92-й бензин выросли 3,37%, на 95-й – на 1,71%. Зимняя соляра подорожала на 4,31%. 25 октября глава президент Независимого топливного союза Павел Баженов в интервью РБК выразил уверенность, что цены на заправках возобновят рост еще до повышения акцизов и НДС в январе 2019 года.

Сегодня Росстат сообщил, что в сентябре цены производителей на бензин повысились на 10%. В среднем по России потребительские цены в сентябре превышали цены производителей в 1,7 раза. В прошлом году разница была ровно в два процента. С января по сентябрь рост цен составил 26,1%.

Ранее в Счетной палате заявили, что заморозка цен на уровне от конца мая 2018 года с одновременным понижением акцизов и отказом от планового их повышения в середине лета, произвела положительный эффект, однако мера «не компенсировала опережающий рост цен, накопленный с начала года».

В правительстве между тем, продолжают заверять, что рост цен на бензин не будет скачкообразным и окажется в пределах инфляции. Большие надежды Кабмин возлагает на так называемый демпфирующий акциз, призванный сгладить влияние мировых цен на внутренний рынок. В свете неутешительных данных с биржи и Росстата, оптимизм правительства выглядит, мягко говоря, неоправданным.

Диктатура МВФ ведет к заградительным ценам на бензин

24 октября экономист Михаил Делягин в беседе с «Коммерсантом» назвал главной причиной роста цен на бензин на внутреннем рынке, а также стагнации нефтеперерабатывающей отрасли налоговый маневр. Здесь он полностью солидарен с пресс-секретарем «Роснефти» Михаилом Леонтьевым, который ранее также сетовал на «маневры правительства», как главную беду для нефтяников.

Делягин напомнил, что еще в 1990-е годы МВФ предлагал России этот маневр. Его суть заключается в обнулении экспортных пошлин и повышение налогов на добычу полезных ископаемых. Это априори делает невыгодными поставки готовой продукции на внутренний рынок и закрепляет за Россией статус сырьевого придатка ЕС. «Нам всегда хватало ума пропускать» губительное предложение МВФ «мимо ушей», но сейчас правительство почему-то стало действовать строго по его указке.

Делягин добавил, что ранее при обсуждении повышения НДПИ всегда говорилось о том, чтобы одновременно понижать акцизы. Но так как «общественность хлопнула ушами и это скушала», сейчас «НДПИ растет, и акцизы растут тоже». В результате такой политики «возникает следующая ситуация: нефть как ценное сырье не должно доставаться всяким варварам, живущим в Российской Федерации, а должно доставаться цивилизованным людям, живущим в тех странах, куда Россия осуществляет экспорт».

Делягин заявил, что, по его оценкам, с 1 января только за счет повышения налогов цены на бензин вырастут на 7 рублей: 0,5 рубля (за литр) - от повышения НДС, 1 рубль — от повышения НДПИ, и 5,5 рублей — повышение акцизов.

В заключение он подчеркнул, что не стоит надеяться, будто жадность нефтяников перевесит глупость правительства. Никто в Кабмине пока не ставит под сомнение навязываемую России модель налогообложения нефтянки от МВФ. Заложником ситуации снова станут рядовые автолюбители. Надеяться здесь не на кого, «народ должен помочь себе сам», сказал Делягин.

Полная версия