Подводные камни ОСАГО: какую опасность таит тарифный коридор?
Минфин представил финальные поправки в закон об ОСАГО.
С соответствующим документом ознакомилась газета «Ведомости». С 1 сентября 2019 года планируется отменить коэффициент мощности автомобиля, влиявший на конечную стоимость ОСАГО (чем выше мощность, тем дороже выходит полис), а с 1 сентября 2020 года отменят региональный коэффициент.
Страховщики выступали против поправок, однако сейчас им предложили своего рода компенсацию – поэтапное внедрение ценового коридора выше и ниже базовых тарифов Центробанка. Сейчас рекомендуемая регулятором цена ОСАГО варьируется от 3432 до 4118 рублей. Этой осенью тариф увеличат до 2746–4942 рублей.
С 1 сентября 2019 года страховщики получат возможность устанавливать стоимость ОСАГО на 30% выше или ниже тарифа ЦБ, а с осени 2020 года коридор расширят до 40%.
В Центробанке уже заявили, что поддержат поправки Минфина, который заверяет, что страховщикам не удастся установить несправедливые тарифы, так как ЦБ будет отслеживать коэффициент убыточности компаний по ОСАГО. Компаниям-нарушителям будут выдаваться предписания.
По информации «Ведомостей», Минфин все же не оставит страховщиков без коэффициентов. Так, на стоимость полиса будут влиять манера вождения – частота нарушений и агрессивная езда. Каким образом хамское поведение на дороге будет отслеживаться – другой вопрос. Над системой фиксации этого еще предстоит поработать.
Другим нововведением станет возможность автомобилистов приобретать полис сразу на три года, причем страховщик отказать в такой услуге не сможет.
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина во время выступления в Госдуме в среду заявила, что подходить к реформе ОСАГО следует очень осторожно, так как это чувствительная тема для большинства граждан. Тем не менее, наводить порядок на рынке автострахования нужно, чем и занимается ЦБ с 2013 года, получив в ведение надзор за страховщиками.
Зампред ЦБ Владимир Чистюхин подчеркнул, что в результате реформы автомобилисты смогут «покупать полисы легко и просто», без риска столкнуться с мошенничеством.
Союз автостраховщиков поддержал реформу
Президент Союза Игорь Юргенс в интервью RT заявил, что отмена коэффициентов мощности и территории заслуживает поддержки. Ранее страховщики исходили из того, что вероятность ущерба может зависеть от мощности авто, повышающей риск ДТП. Когда-то эта связь казалась вполне доказуемой. Что касается территориального коэффициента, то здесь на лицо кардинальное различие стиля вождения, скажем, на юге России и в Москве и Петербурге. Сейчас становится ясно, что это совсем не так, сказал Юргенс.
Он подчеркнул, что коридор в 40% примирит страховщиков с законопроектом.
Мнение эксперта
Лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин в беседе с RT указал на абсурдность привязки стоимости полиса к мощности и территории. Дело в том, что «страхуется ответственность человека, а машина здесь совершенно ни при чем», тем более территория. Аккуратный водитель и на мощной машине будет ездить нормально, добавил он.
Ценовой коридор в 40% вызывает больше вопросов. Цена на ОСАГО будет варьироваться в пределах 80%. Такой разброс станет соблазном для недобросовестных страховщиков демпинговать на рынке. «Компании-однодневки наберут много договоров и не смогут выполнить свои обязательства», что бременем ляжет на плечи страхового сообщества.