Саммит России, Ирана и Турции по Сирии. Итоги
Лидеры России, Ирана и Турции повели саммит в Тегеране, где обсудили мирное урегулирование в Сирии.
Президент России Владимир Путин напомнил собеседникам о законном праве Дамаска установить контроль над всей территорией страны, включая Идлиб.
Он заявил, что у российской стороны есть веские доказательства готовящейся провокации в единственной подконтрольной террористам провинции – Идлибе. По словам Путина, нельзя допустить, чтобы радикалов, которые отказываются сложить оружие, вывели из-под удара, одновременно причинив урон сирийским правительственным войскам под видом возмездия за применение химического оружия.
Российский президент добавил, что предыдущие договоренности по Сирии были успешно выполнены, но сейчас необходимо продолжить работу по нормализации жизни в ближневосточной стране, охваченной войной.
Нужно ускорить подготовку к заседанию конституционного комитета в Женеве под эгидой ООН. Законное правительство Башара Асада уже составило список лиц, для формирования Комитета. Со стороны оппозиции аналогичные шаги тоже предприняты. Теперь предстоит составить третью часть общего списка из представителей общественных организаций.
Путин также предложил усилить координацию трех стран по линии МИД, спецслужб и военных.
Разногласия вокруг Идлиба
По итогам саммита была принята декларация, где зафиксированы общие положения о планах урегулирования. Ситуация в Идлибе обсуждалась лидерами особенно оживленно.
Реджеп Тайип Эрдоган выразил недоумение, посему в документе нет пункта о перемирии в Идлибе и предложил внести соответствующую поправку.
В ответ Владимир Путин пояснил: «Дело в том, что здесь же нет представителей вооруженной оппозиции у нас за столом, и, тем более, нет представителей «Джабхат ан-Нусры» или ИГИЛ» (цитирует Интерфакс). Идея о перемирии позитивна, но говорить за террористов и тем более давать гарантии от их имени будет неправильно. Путин согласился, что без предложенного Эрдоганом пункта, формулировки в ней весьма обтекаемые, но вместе с тем, они в большей степени отражают реальное положение дел.
Турецкий лидер согласился с доводом коллеги и предложил внести в декларацию призыв к террористам в Идлибе сложить оружие. Путин согласился и выразил надежду, что боевикам в Идлибе «хватит здравого смысла» принять этот призыв. «Значит, мы призываем всех террористов прекратить кровопролитие и сдать оружие», - подытожил дискуссию президент Ирана Хасан Рухани.
Реджеп Эрдоган в ходе беседы попытался продвинуть мысль о возможности оставить Идлиб под контролем умеренной оппозиции. Он заверил, что размежевание радикалов и умеренных вполне осуществимо. Отвечая на жалобу российского президента о постоянных атаках военной базы в Хмеймиме и Алеппо (в основном применяется легкая артиллерия и дроны), Эрдоган сказал: «Я считаю, что мы можем удалить те элементы, которые беспокоят наших российских друзей и представляют угрозу Хмеймиму и Алеппо».
Путин, комментируя это заявление турецкого коллеги, напомнил, что сейчас Дамаск контролирует 95% территории, и нужно двести эту цифру до 100%.
Пресс-конференция по итогам саммита
Лидеры России, Ирана и Турции договорились продолжить взаимодействие для уничтожения боевиков террористических группировок на территории Сирии. Они подчеркнули, что в данной работе необходимо особое внимание уделить разделению между радикальными группировками и вооруженными оппозиционными группами, которые готовы на компромисс.
«Президенты трех стран отвергли все попытки создать новые реалии «на земле» под предлогом борьбы с терроризмом и выразили решимость противостоять сепаратистским планам, направленным на подрыв суверенитета и территориальной целостности Сирии», - говорится в совместном заявлении глав трех стран по итогам переговоров в Тегеране.
При освобождении Идлиба важно избежать жертв среди мирного населения, которым наверняка попытаются прикрыться боевики. «Мы будем продолжать свои усилия для установления стабильности и безопасности не только в Сирии, но и по всему региону», — сказал иранский президент.
Реджеп Эрдоган завил, что надеется на положительный эффект от сегодняшней встречи и отметил, что следующий саммит хорошо бы провести в России.