Как утечка переписки убитых в ЦАР журналистов поможет привлечь ЦУР к ответственности?
27 августа Федеральное агентство новостей опубликовало переписку журналистов Кирилла Радченко, Александра Расторгуева и Орхана Джемаля, погибших в ЦАР при выполнении задания от «Центра управления расследованиями» (ЦУР), учрежденного бизнесменом Михаилом Ходорковским.
Переписка велась с 9 июля в Telegram. Обсуждались детали командирвки и трудности, с которыми пришлось столкнуться журналистам уже в ЦАР.
ФАН в начале материала указывает, что гражданская война, разборки бандитских группировок и деятельность французских спецслужб – это малая часть беспредела, который творится в африканской стране.
Несмотря на это, поездка журналистов в одну из самых опасных точек на планете была организована из рук вон плохо. Визы для погибших делались туристические. 11 июля Александр Расторгуев отчитался пред главредом ЦУР Андреем Коняхиным о невыполненном задании снять на камеру процесс получения виз.
Из переписки следует, что журналисты осознавали опасность поездки и необходимость в вооруженной охране. Однако «этот аспект руководство ЦУР при организации поездки не приняло во внимание», пишет ФАН.
Несмотря на то, что Коняхин ранее заявлял, будто вопрос безопасности россиян в ЦАР обсуждался с ООН, в переписке об этом ничего нет.
ООН там упоминается лишь в контексте разговора о том, что на автомобиль журналистов требуется установить опознавательный знак ООН, изготовить который должна была специалист ЦУР по мультимедиа Анастасия Кулагина.
Вопрос с проживанием в ЦАР решал Расторгуев, составление аптечки и сбор экипировки - Орхан Джемаль.Между тем руководство ЦУР «стремилось экономить на всем: вместо хорошо охраняемых, но дорогих отелей заказчики поездки предпочитали съемное жилье с неизвестными хозяевами».
Далее из переписки следует, что французский журналист Мартин, который должен был помочь россиянам в ЦАР в моментах транспортировки, на связь почти не выходил. Планировалось, что Мартин найдет для журналистов водителя, но по прилету в аэропорт его телефон и телефон водителя не отвечали. В итоге, группе пришлось искать такси.
Водитель объявился на другой день, но журналистам показалось странным, что он в числе остальных жителей Республики, встречавшихся им, стращался по любому поводу выпросить для себя побольше денег.
В переписке также говорится об инвентаре, который взяли с собой в последнюю поездку журналисты и о деньгах, которые были заложены в бюджет на «непредвиденные расходы и взятки».
Комментарий Андрея Коняхина
В интервью телеканалу «Дождь» Коняхин заявил, что делать какие-либо выводы на основе опубликованной переписки нельзя. Он подтвердил, что переписка подлинная, но добавил, что она была получена незаконным путем (ее передал человек под подпиской о неразглашении). Кроме того, из переписки вырезаны некоторые важные детали, говорить о которых собеседник телеканала не стал.
Коняхин подчеркнул, что это рабочая переписка, которая затрагивает лишь технические аспекты командировки. Остальные важные детали обсуждались участниками расследования ЦУР устно.
По словам Коняхина, связь с Мартином и водителем у журналистов была. «Когда журналисты приехали на место, связь с Мартином была. Он выходил на связь, он прислал водителя», - сказал он.
Главред ЦУР также подтвердил информацию о табличке ООН для автомобиля. Табличка должна была стать дополнительным защитным инструментом. На вопрос, была ли табличка согласована с ООН, Коняхин сказал: «В ЦУР были уверены, что журналисты едут к ООН в Бомбари».
В беседе с «Эхом Москвы» Коняхин отметил, что расследование было крайне сложным, и, несмотря на то, что его общий план был составлен, детали менялись каждый день в зависимости от обстоятельств.
Он подчеркнул, что план эвакуации журналистов на случай угрозы их жизням также разрабатывался. Организация поездки была осуществлена «на достаточном уровне», заключил он.
Защита Ходорковского
Российский оппозиционер Дмитрий Гудков выразил общее впечатление сторонников теории заговора, которая гласит, будто повар Путина Евгений Пригожин руководит ЧВК Вагнера (деятельность организации в ЦАР, которую многие считают мифической, расследовал ЦУР) специально организовал вброс, чтобы бросить тень на ЦУР.
Гудков полностью согласился с постом в Facebook экс-лидера московского отделения Национал-большевистской партии Романа Попкова, где говорится, что плохую организацию поездки никак нельзя считать доказательством вины ЦУР.
«И многие здравомыслящие и профессиональные люди ведутся на это, не замечая, как под соусом «неопровержимых» доказательств о плохой организации поездки они автоматически начинают и в целом поддерживать версию Пригожина, что Орхана, Александра и Кирилла убили в ходе ограбления», - пишет Попков.
Гудков со своей стороны добавил, что материал ФАН якобы наталкивает читателя на идею, будто убивала журналистов редакция ЦУРа или лично главред.
«Больше всего действия пригожинских напоминают метания ФСИН после появления новых видео с пытками. Палачей волнует не кто пытал, а кто передал СМИ. Так и тут: важно не кто убил, а кто убийц выводил на чистую воду», - подчеркнул Гудков.
ЦУР могут привлечь к ответственности как недобросовестного работодателя
Об этом в интервью ФБА «Экономика сегодня» рассказали специалисты по трудовому праву.
Профессор кафедры трудового права МГУ Елена Мачульская напомнила, что согласно российскому законодательству, работодатель, отправляя подчиненных в командировку, обязан обеспечить им условия безопасного труда. В этом контексте странно, что жэурналисты отправились в другую страну по туристической визе. Для работы за рубежом им по крайней мере требовалось купить патент в РФ. Работодатель здесь явно пошел на нарушение, не посчитав нужным известить о планах журналистов российское посольство в ЦАР и местные власти, которые могли бы принять меры по обеспечению безопасности.
«Наниматель при оформлении трудового договора априори обязан предпринять все меры, чтобы сохранить жизни и здоровье сотруднику. И даже если речь идет о гражданско-правовом договоре на выполнение работ и услуг, все равно эти требования работодатель обязан соблюдать», - добавила Мачульская.
Однако здесь, по словам адвоката Кирилла Чернявского, ЦУР может избежать ответственности, используя уловку с отсутствием договоров о найме. ЦУР может заявить, что «не поручал людям ехать в Африку, а переписку в мессенджере назовет подставной».