Минэкономразвития подготовило и направило в правительство план по развитию инфраструктуры в соответствии с новым майским указом президента Владимира Путина.
В документе говорится о планах по возведению 690 объектов, что по предварительным данным обойдется стране в 7 трлн рублей в течение 6 лет.
Заявки на строительство объектов подавали федеральные ведомства и региональные власти. Предложения будут дополнительно проанализированы на предмет социально-экономических выгод. «Кроме того, проект будет соотноситься с целями, задачами и приоритетами, которые зафиксированы в Стратегии пространственного развития», — заявили в МЭР (цитирует РБК).
Отмечается, что большинство проектов будет реализовываться в формате государственно-частного партнерства. Из федерального бюджета до 2024 года выделят 3,1 трлн рублей. Остальные деньги – привлеченные инвестиции. Львиная доля средств – 6,5 трлн рублей придется на развитие транспортной инфраструктуры. Оставшиеся деньги потратят на энергетику и другие менее важные сектора.
Перед внесением на рассмотрение в Кабмин все собранные предложения были ранжированы Аналитическим центром правительства. Теперь в Белом доме будут принимать решения, какой из проектов достоин финансирования из бюджета, а какой нет.
Что планируют строить
155 проектов касаются строительства и реконструкции аэропортов. 296 – строительство автомобильных дорог, мостов, развязок и так далее. Из них большая часть – реконструкция уже существующих трасс.
Наиболее амбициозным здесь стал проект строительства моста через Лену в районе Якутска. Его стоимость оценивается в 70–80 млрд рублей.
38 проектов приходятся на развитие внутреннего водного транспорта. В основном это создание гидротехнических сооружений на ключевых водных артериях.
104 железнодорожных проекта предполагают по большей части создание и реконструкцию скоростных магистралей. В список включены ВСМ Москва — Казань, Екатеринбург — Челябинск, а также Краснодар – Грозный (этот проект ранее активно продвигал глава Чечни Рамзан Кадыров).
98 проектов в рамках «Развития морской инфраструктуры» предлагают строительство портовой инфраструктуры.
Эффект для экономики
Для финансирования инфраструктурного строительства будет создан специальный Фонд развития. Он начнет действовать с 2019 года. За шесть лет его объем нарастят до 3% ВВП. Для наполнения фонда власти страны планируют наращивать госзаимствования. Об этом ранее заявил глава Минфина Антон Силуанов.
С одной стороны, развитие экономики через создание приемлемой для бизнеса инфраструктуры – идея здравая, заявил главный экономист БКС Владимир Тихомиров. Он подчеркнул, что трудно привлечь бизнес к проектам, где большие издержки на транспорт из-за плохого качества, а то и вовсе отсутствия дорог. Однако инфраструктурные проекты обычно долго окупаются, и ждать от них скорого эффекта не стоит.
Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова отметила, что прежде чем задавать планку по расходам, неплохо бы рассчитать приблизительную прибыль от реализации проектов, а также эффективность расходов, которую, судя по всему, будут оценивать уже в процессе трат.
Она добавила, что вопрос финансирования не должен быть первичным, а объемы зарезервированных под проекты средств должен соотноситься с потребностями экономики.
Экономист Никита Кричевский в совеем Facebook написал, что после обнародования плана развития инфраструктуры «кто-то откупорил шампанское, а кто-то начал готовить печатает бумагу для вынесения обвинительных приговоров».
Он напомнил, как ранее при начале строительства ВСМ Москва-Казань к строительству привлеки китайские компании. Коллеги из КНР предложили скорректировать ход работ так, чтобы сократить расходы на треть. Подобные коррекции традиционно не устраивают российских подрядчиков, а значит строительство инфраструктуры придется осуществлять «своими силами». «Ну или почти своими, если учесть трудолюбивых армян и азиатов», - заключил Кричевский.