Промзону Байкала решили рекультивировать «опасным» методом
В Иркутской области проблему экологии на Байкале стали решать большими деньгами, тратя их на сомнительные проекты.
Президент Владимир Путин неоднократно высказывался за необходимость сохранить озеро в первозданной чистоте и говорил, что оно имеет стратегическое значение не только для самой России, но и для всего мира.
Давней проблемой является деятельность Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК). Закрыть его нельзя, так как он кормит тысячи местных жителей, но бороться с отходами производства – занятие дорогостоящее.
Как пишет «Новая газета», губернатор Сергей Левченко поставил перед собой задачу рекультивировать промышленную площадку БЦБК. На ней за годы работы предприятия скопились тонны золы, шлака и лигнина. Особую опасность представляет лигнин. Внешне он выглядит как ил, только высокотоксичный.
Лигнин содержится в древесине. В лиственных породах – до 25%, в хвойных — до 38%. Процесс переработки лигнина весьма трудоемкий. Его разложение сопровождается выделениями бензола и фенола. По статистике в миру в переработку уходит лишь 2% лигнина, а в остальных случаях он подлежит захоронению. Это также дорого. Во всем мире действуют единицы предприятий, которые берут на себя риск экспериментировать с переработкой лигнина. «В основном это экологически опасные экспериментальные производства, чья эффективность, увы, не доказана», - заявил в интервью изданию член экспертного совета Минприроды РФ Роман Незовибатько.
Теоретически, лигнин перед захоронением можно пережигать, но его горение способствует колоссальному выделению вредных веществ.
Левченко предложил новую технологию утилизации лигнина. Под свой проект он запросил 6 миллиардов рублей. Проект заключается в том, чтобы сначала высушивать лигнин, а затем в сильно уменьшенных объемах вывозить на захоронение.
Читайте также
Официально технологии по сушке лигнина нет. Левченко на ее разработку попросил у Минприроды еще 300 миллионов рублей. Подрядчиком выступила Росгеология. На прошлой неделе были представлены первые результаты. На БЦБК продемонстрировали опыт, в ходе которого лигнинную воду в пробирке подвергли фильтровке и флокуляции. Насколько удалось очистить состав, не известно.
«Новая Газета» отмечает, что после сушки лигнин может стать в несколько раз токсичнее, чем в первозданном виде. Даже если технология окажется успешной, неясным остается вопрос, где складировать вредные отходы в довольно большом количестве.