Российский авторынок завис в неопределенности
Рынок авто в России замер в ожидании повышения НДС и начала очередного роста цен.
Ассоциация европейского бизнеса сообщает, что в июле рост продаж новых легковых автомобилей и легких коммерческих авто составил 10,6% год к году. Для сравнения, в январе этот показатель был на уровне 31,3%. На рынке накапливаются негативные тенденции. И единственное, что обеспечивает хоть какой-то рост – рост автокредитования. Банки сейчас предлагают относительно низкие ставки, в результате чего, сейчас около 50% автомобилей продаются в кредит.
Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев в интервью агентству ТАСС заявил, что горизонты планирования на рынке сузились до нескольких месяцев. Что будет твориться через год – вопрос веры. Одни верят в лучшее, другие готовятся кризису.
Популярные бренды для среднего класса
С начала года самым популярным у россиян автомобилем стал KIA Rio. Этих машин продали 59 тысяч. На втором и третьем месте расположились LADA Vesta и LADA Granta (58 и 53 тысячи проданных авто соответственно). Четвертое место занимает Hyundai Solaris (39 тысяч). Топ-5 замыкает Hyundai Creta (38,5).
В июле для указанных выше авто было зафиксировано снижение продаж. Kia Rio – минус 7% по сравнению с июлем 2017 года. Lada Granta просела на 6,5%, Hyundai Solaris – на 23%.
По мнению Олега Мосеева, такие показатели связаны с тем, что были приостановлены госпрограммы «Первый и семейный автомобили». Выяснилось, что без скидки в 10% отечественные бюджетные авто россияне покупать готовы куда меньше.
Минпромторг ранее обещал возобновить программы, чтобы дополнительно реализовать около 40 тысяч авто, но пока банки продаж не начинают.
Еще одним фактором стало снижение покупательской способности, которое в первую очередь ударило по бюджетным авто. С начала 2018 года рост цен на автомобили составил 7,4%, а если брать с 2014 года - 59%.
Для состоятельных граждан такое подорожание может и не стало критическим, и они продолжают покупать дорогостоящие авто (миллионом больше, миллионом меньше). Однако те, кто рассчитывал на бюджетное авто, заметно сократили свои покупки.
Успеть до повышения НДС
Ожидается, что перед Новым годом будет незначительный рост продаж. С 1 января в России повысят НДС, что в первую очередь ударит по стоимости авто.
Директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников, отмечает, что не стоит ждать резкого одномоментного повышения цен сразу после Нового года. Но прайс-листы будут корректироваться в сторону удорожания практически ежемесячно.
Вдобавок, 1 января 2019 года Минпромторг предлагает ввести балльную систему оценки авто в зависимости от происхождения. Преимуществами будут пользоваться машины, произведенные на территории страны. Нововведение наверняка обернется дополнительными затратами компаний, которые переведут на конечного потребителя.