Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Государство бросит самозанятых пенсионеров на произвол – Кричевский

Глава Минэкономразвития Максим Орешкин во время своего визита в Самару заявил, что самозанятые россияне могут рассчитывать на налоговые послабления, однако взамен государство фактически отказывается от ответственности за их будущие пенсии.

Министр напомнил, что в России существует минимальная социальная пенсия, сейчас это чуть более 5000 рублей. Если самозанятые граждане хотят отказаться от страховых платежей – пожалуйста, в  Минэкономразвития такую возможность обсуждают, но заботиться об увеличении пенсионных выплат таким предпринимателям придется самостоятельно.

Как пишет РБК, Орешкин отметил, что сейчас в стране недостаточно факторов, мотивирующих россиян к выводу своих доходов из тени. Над этим стоит работать, но вместе с тем, необходимо создавать механизмы, «которые позволили бы «желающим самостоятельно копить и зарабатывать», заботиться об уровне своей социальной пенсии.

В мае 2018 года Минфин выступил с предложением ввести налог на профессиональный доход самозанятых в размере 3% от каждой транзакции. Для юрлиц – 6%. Оплачивать налоги было предложено через мобильное приложение. Касательно страховых взносов Минфин в своей инициативе умолчал.

Сейчас минимальная социальная пенсия полагается гражданам в возрасте 60 лет (женщины) и 65 лет (мужчины). Обсуждаемая пенсилонная реформа повысит эту планку на 8 лет и 5 лет соответственно.

Комментарий эксперта

Экономист Никита Кричевский по этому поводу заявил, что предложение Орешкина на первый взгляд выглядит логичным и правильным. Однако, учитывая реалии жизни в России, оно является абсолютно людоедским.

Если предположить, что все самозанятые граждане вдруг станут продвинутыми финансистами/инвесторами и решат самостоятельно формировать будущую пенсию, то окажется, что государство для этого не создало никаких условий.

Делать отчисления в банки не представляется возможным. У кредитных организаций нет специальных пенсионных программ. Кроме того, когда они разоряются, компенсации по вкладам не превышают 1,4 млн. рублей. Может статься, что человек, десятилетиями копивший себе на пенсию, окажется перед лицом старости с жалкими 1,4 млн.

НПФ доверия не вызывают. Десять лет назад таковых было около трехсот, сейчас – меньше 70. Большинство за несколько лет растворились вместе с накопленными деньгами.

ПФР – самый надежный вариант, но здесь возникает вопрос индексации, которая проводится, исходя из возможностей государства. «К рынку это не имеет никакого отношения, зато имеет к инфляции», которая съест солидную долю накоплений, подчеркнул Кричевский.

Фондовые инвестиции сейчас не ограничены только в госбумаги. Другие вложения жестко регламентированы. Менять их пока никто не собирается.

«Мы и так после очередных пенсионных решений взяли на себя ответственность за свою старость. Нам другое непонятно: зачем нам такое государство и такой министр экономического развития?», - заключил экономист.

Полная версия