Москва
22 ноября ‘24
Пятница

National Interest: технология «стелс» зашла в тупик

В Агентстве перспективных разработок Минобороны США (DARPA) задумались о перспективах развития технологии «стелс» и ее востребованности в будущих конфликтах.

Как пишет The National Interest, специалисты DARPA все чаще приходят в мысли, что данная технология достигла своего «потолка», столкнувшись с физическими ограничениями. В гонке малозаметности самолетов и систем обнаружения последние имеют практически безграничный потенциал, в то время как боевые действия последних лет свидетельствуют о необходимости развивать точное и быстрое вооружение, каковым является российский «Кинжал».

Американские ВВС в своей стратегии со времен Второй мировой войны исходили из безусловного господства в воздухе. Но сейчас такая стратегия может быть пересмотрена. Это обусловлено небывалым развитием систем ПВО потенциальных противников. В случае пересмотра такой стратегии встает вопрос – насколько США нужны дорогостоящие самолеты с системой «стелс»?

Вариантами поддержания идеи господства в воздухе могут быть массовость новой техники с одновременным ее удешевлением, либо упор на высокие характеристики.

В DARPA склоняются к первому варианту - создание малых, недорогих машин в большом количестве, объединенных в единую сеть. По мнению экспертов, тут даже возможен отказ от управляемых машин в пользу беспилотников.

Система «стелс» построена на отражении радиоволн, испускаемых радиолокаторами в противоположную сторону. Проблема в том, что сейчас радиолокаторы работают на волнах разного диапазона. 

Например, в 1999 году самолет-невидимка F-117 стоимостью $111 млн был сбит ракетой из ЗРК С-125. В США по этому случаю было проведено расследование. Как оказалось, система «стелс» данного самолета была рассчитана на метровый диапазон волн, который используется на большинстве радиолокационных станций в виду повышенной дальности действия и отсутствия необходимости усиливать такой сигнал. Однако, в Югославии тогда работала станция в дециметровом диапазоне радиоволн, что позволило обнаружить самолет на расстоянии в 175 километров. Минусом системы «стелс» также стало ее пагубное влияние на летные характеристики самолета.

Полная версия