Зачем Минфин решил ударить по пивному рынку?
Минфин РФ подготовил законопроект о маркировке пива, сидра, медовухи и пивных напитков специальными федеральными марками.
Проект поправок в ФЗ о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции предполагает, что нововведение воплотится в жизнь уже в 2019 году. С документом ознакомился «КоммерсантЪ».
Для получения марок производителям слабоалкогольных напитков придется поучить соответствующие лицензии и войти в реестр производителей.
В Министерстве свою инициативу объясняют попыткой взять под контроль рынок пива и других слабоалкогольных напитков, на котором в прошлом году было выявлено много нарушений. Ссылаясь на Росалкогольрегулирование «Ъ» пишет, что в 2017 году из 1033 образцов пивной продукции 997 не соответствовали госстандартам.
Кроме того, есть мнение, что рынок пива заполонен «серой продукцией», которая никак не учитывается и не облагается налогом.
Трудности исполнения
Председатель правления Объединения участников пивобезалкогольного рынка (ОУПР) Игорь Хавский считает, что осуществить задумку Минфина технически едва ли возможно. Во-первых производственные конвейеры на пивзаводах работают на высокой скорости – до 50 бутылок в секунду. Процедура нанесения марок приведет к снижению скорости (втрое) и как следствие, существенному снижению КПД и финансовым потерям. Кроме того, нанесение марки осложняется еще и условиями розлива и хранения пива. В виду влажности бутылки, нанести на нее обычную марку будет невозможно. Здесь есть альтернативный вариант – нанесение QR-кодов.
Ожидается, что к сентябрю производители согласуют и представят свои предложения по технической части маркировки.
Экономическая целесообразность
Пивовары от инициативы Минфина не в восторге. Установка дорогостоящего оборудования для нанесения марок на каждый конвейер может обойтись в $1 млн. на заводах таких конвейеров от десяти и более. С учетом низкой маржинальности пивного бизнеса такие затраты сами производители не осилят. Дополнительная нагрузка ляжет на плечи других участников оборота, а в конечном итоге - на потребителя.
В прошлом году руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин оценил ожидаемый доход государства от введения маркировки на слабоалкогольную продукцию - до 50 млрд рублей ежегодно.
Разворот Минфина на 180
Идея маркировки слабоалкогольной продукции активно обсуждалась в 2017 году. Соответствующий законопроект планировал внести в Госдуму бывший главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко. Идея обосновывалась заботой о потребителях и добросовестных производителях. Отмечалось, что маркировка позволит контролировать уплату налогов и повысит акцизные поступления от производства и оборота пива в бюджет.
Такая идея звучала и в правительстве. Ее поддержал вице-премьер Александр Хлопонин. Однако на тот момент Минфин выступал против нововведения.
Читайте также
Замглавы Минфина Илья Трунин в июле 2017 года обратился с письмом в Госдуму, где изложил свои опасения. Во-первых затраты производителей на дополнительное оборудование к росту себестоимости и значительному удорожанию продукции. Во-вторых, первый пункт приведет к росту спроса на крепкий алкоголь. В-третьих, рост дополнительных расходов может привести к закрытию малых и средних предприятий.
Трунин заверил, что и без марок у государства достаточно инструментов для регулирования и контроля рынка слабоалкогольной продукции. Более того, уже практикующаяся маркировка крепкого алкоголя и вина не демонстрирует должный эффект – рынок по-прежнему заполонен контрафактной продукцией.