Взлетай: в Калининградской области вновь проводят конкурсы для учащихся «Точек роста»
В Калининградской области уже во второй раз объявлены конкурсы для учащихся образовательных центров «Точка роста», на которых ребята смогут наглядно продемонстрировать, какие именно знания и навыки они получили в ходе обучения.
Региональные конкурсы по различным направлениям не только помогают выявить наиболее одаренных и заинтересованных учеников, но и служат хорошим стимулом для дальнейшего развития.
Равные образовательные возможности для всех
Система образовательных центров «Точка роста» в Калининградской области развивается с опережением. Первые такие учреждения появились в регионе в 2019 году в рамках проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», и тогда планировалось, что к 2024 году в регионе должно открыться семьдесят один образовательный центр, оснащенный самым передовым оборудованием и работающий по современным программам. Но в итоге эту планку удалось преодолеть еще в прошлом году, когда в регионе уже работали семьдесят три центра по цифровому, естественно-научному, техническому и гуманитарному профилям. А в 2022-м распахнули свои двери еще двадцать «Точек роста». Обучение в центрах прошли уже более десяти тысяч школьников Калининградской области.
Центры располагаются в малых городах и селах. Именно благодаря «Точкам роста» дети, живущие там, могут получить качественное образование. На базе центров проводятся как уроки в рамках общешкольной программы, так и дополнительные занятия, причем для учеников не только той школы, на базе которой создана «Точка роста», но и окрестных учебных заведений. Расширение сети дало им возможность заниматься в центрах разных профилей и выбирать то, что окажется наиболее близким.
Как отмечают преподаватели, в результате значительно увеличилось количество детей, интересующихся техническими и естественно-научными специальностями. Неудивительно – современное оборудование дает школьникам совершенно новую перспективу.
«Открытие «Точки роста» – настоящий подарок, нам пришло новое оборудование, 3D-принтеры, квадрокоптеры, шлемы виртуальной реальности, о таких новинках мы только мечтать могли. Первую половину дня на базе центра у нас проходят уроки – информатика, ОБЖ, технологии, а после у школьников в рамках внеурочной деятельности дополнительные занятия – программирование, виар-шлем, 3D-моделирование и так далее», - рассказала Марина Шелудченкова, руководитель центра «Точка роста» на базе лицея №5 Советского ГО.
«Это совершенно новое, современное и близкое к детям. И когда они видят, что школа на одной волне с ними и предлагает им цифровые лаборатории, и не просто как увлечение, а как обучение – дети это принимают и становятся соучастниками процесса! Сегодня центр стал неким ядром всего того, что происходит в школе. Дети интересуются всем, что там происходит!» – поделилась впечатлениями директор Черняховской СОШ № 3 Лариса Яснопольская.
Конкурсы для самых активных и талантливых
Особенность центров «Точка роста» – не только наличие самого современного оборудования, но и новаторские подходы к образовательному процессу. Возможность не просто получать новые знания, но и применять их на практике становится хорошим подспорьем в повышении интереса к учебе и профориентации.
«Вся деятельность «Точек роста» построена в проектном формате, поэтому ребята создают свою идею, упаковывают ее и реализуют через лаборатории. Спустя три года реализации проекта заметны позитивные тенденции – в школах, где открыты «Точки роста», около сорока процентов детей выбирают химико-биологический профиль обучения в старшей школе или учреждениях среднего профессионального образования», - подчеркнула министр образования Калининградской области Светлана Трусенева.
Еще одним стимулом для школьников стало создание специальной соревновательной среды. В этом году для ребят, обучающихся в центрах «Точка роста», уже во второй раз организуют специальные конкурсы.
Впервые пять региональных конкурсов провели в первом полугодии 2022 года. Лучшие участники затем прошли двухнедельный интенсив в Центре развития одаренных детей. Опыт был признан удачным детьми, и взрослыми.
«Ребята усердно готовились к презентации, получали консультации специалистов и тем самым благодаря плодотворной работе, проведенной сначала на базе нашей школы, под руководством наших педагогов, а затем под руководством педагогов ЦРОД они смогли добиться таких высоких и значимых достижений. Финальный результат отразило не только выступление на защите проектов перед экспертами работы наших ребят, но и также большую работу, проведенную в течение всего учебного года на базе центра «Точка роста», - отметила директор СОШ г. Пионерский Татьяна Леткова,
Удачную практику было решено повторить. Осенью было объявлено о проведении трех региональных конкурсов по техническим видам творчества для учащихся 7-10 классов:
- 3D-моделирование
- VR/AR проектирование
- Управление беспилотными летательными аппаратами «Взлетай!»
Организаторами регионального конкурса проектов по управлению беспилотными летательными аппаратами «Взлетай» выступают Калининградский областной институт развития образования, центр цифрового образования детей IT-куб на базе Прибалтийского судостроительного техникума и Центр развития одаренных детей.
Участники должны предоставить на суд экспертов две работающие программы для беспилотных летательных аппаратов. Необходимо добиться, чтобы беспилотник описал в полете трехмерную фигуру – куб, пирамиду или треугольную призму. Вторая программа предполагает, что БПЛА пролетает траекторию треугольника и в каждой вершине треугольника делает фотографию.
Работы ребят будут оцениваться по нескольким критериям, включая эффективность, прозрачность и лаконичность программного кода.
Региональный конкурс VR/AR проектов «Виртуальный музей» организован КОИРО, Калининградским областным детско-юношеским центром экологии, краеведения и туризма, детским технопарком «КВанториум» и Центром развития одаренных детей. Задача участников – разработать виртуальный музей с использованием инструментов VR/AR с помощью платформы CoSpaces. Очный этап пройдет 28 октября.
Среди критериев оценки – оригинальность, художественные достоинства проекта и удобство использования.
Организаторами регионального конкурса по 3D-моделированию «3D-профи» выступают КОИРО, Лицей № 18 Калининграда, детский технопарк «Морской кванториум», Центр развития одаренных детей. Конкурс посвящен истории флота. Участники могут выбрать любую модель и создать ее проект в масштабе 1:500. Помимо технических деталей, эксперты оценят творческую составляющую. Очный этап проведут двенадцатого ноября.
Победители конкурсов станут участниками специального потока в Центре развития одаренных детей, который будет организован в марте. Также каждый участник лучших команд получит сертификат на приобретение ценного подарка. Занявшим первое место вручат сертификаты на 10 тысяч рублей, за второе место – на пять тысяч, за третье – на три тысячи рублей.
И вполне возможно, что эти средства ребята потратят на новое оборудование, чтобы продолжить свои исследования.
Новые площадки для современного обучения
«Точки роста» стали опорой обновленной региональной системы образования, основанной на изучении новейших технологий.
«Мир не стоит на месте, и технологии покоряют новые вершины из года в год. Наши дети тоже хотят учиться новому и находить качественное применение своим способностям. Для этого в регионе созданы и продолжают создаваться новые площадки по изучению IT-технологий, программирования, виртуальной реальности, биотехнологии, 3D-моделирования», - подчеркнула министр образования Калининградской области Светлана Трусенёва.
В Калининградской области работает Центр развития одаренных детей, в котором занимаются наиболее талантливые и перспективные школьники. Открыто несколько детских технопарков «Кванториум», причем в этом году впервые заработал технопарк, созданный на базе школы. Расширяется сеть IT-кубов, в которых дети получают возможность освоить актуальные и востребованные знания, овладеть навыками и компетенциями в IT-сфере.
Новшеством этого года стали специализированные инженерные классы. В Калининградской области выбрали космическое и судостроительное направления. Фактически на территории региона создается единый космический образовательный кластер, войдут несколько школ, два средних специальных учебных заведения и два вуза. Ребята, которые готовы связать свое будущее с исследованиями и конструированием в космической отрасли, получат содействие как в освоении соответствующих специальностей, так и в дальнейшим трудоустройстве.